«Эффективное общение в семье - залог успеха школьника».
Цели:
Расширить знания родительского коллектива об общении.
Познакомить со стилями общения.
Раскрыть значение невербального общения.
Стимулировать полноценное общение родителей и детей.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя
Доброе утро уважаемые родители! Пусть весенние лучи солнца помогут нам создать благоприятную обстановку для беседы. У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Один из известных педагогов говорил, что дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слёзы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. Как и что нужно сделать, чтобы наши
дети были счастливы, доверяли нам, делились своими радостями и горестями, были откровенны. Я предлагаю вам сегодня поговорить о нашем общении с детьми.
2. Работа над понятием — общение (в группах)
Что же такое общение? Обсудите это в группах и запишите на своих листах. Презентация определения (встреча, отдых, досуг, поддержка, доверие, родители, отпуск, совместное дело, развлечения, хобби, обмен информацией).
Вы достаточно широко раскрыли это определение. А вот какое определение понятию даёт психолог Занков: Общение вообще, а в семье в частности — это процесс взаимодействия родителя и ребёнка, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояния, чувства, мысли, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.
Роль общения в жизни человека велика. Для этого достаточно вспомнить примеры из жизни, лишения общения. Екатерина 2 продержала в заключении будущего наследника российского престола более 20 лет, и его развитие осталось на уровне 5 летнего ребёнка…. Это и пример когда девочка росла в волчье стае и не смогла в дальнейшем иметь нормальное развитие.
Итак, общение — это главное условие для развития и жизни человека. Каким вы видите общение с вашими детьми? Какие встречаются трудности?
Не всегда порой мы знаем выход из сложившихся ситуаций. Мы живём в очень сложное время. Детям хочется тепла, ласки, понимания, а мы часто пытаясь заработать на хлеб насущный, приходим домой уставшими, на общение часто уже не способными. Растёт стена непонимания недоверия, возникают конфликты. А по данным социального опроса установлено, что за сутки родители ребёнку уделяют всего 18 минут. Это ли не парадокс!
Возможно, знания стилей общения многим из вас помогут в воспитании детей столь открытых в данном возрасте.
3. Знакомство со стилями общения
Психологи подразделяют несколько стилей общения.
Авторитарный стиль общения.
Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребёнку порой неуютно под их контролем. В общении с ребёнком они отдают приказы и ждут, что ребёнок в точности их исполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми, устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения, позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, раздражительны.
Либеральный
Родители слишком высоко ценят своего ребёнка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всём. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребёнку такая свобода? В такой семье ребёнок слабо или совсем не регламентирует поведение. Детям предоставлен избыток свободы, т.е. руководство родителей незначительно, не устанавливается никаких ограничений. Поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии. На людях ведут себя неадекватно и импульсивно, не требовательны к себе; лишь в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.
Индифферентный стиль
Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее — участие и поддержку с вашей с стороны. Родители не устанавливают никаких ограничений, безразличны к собственным детям, закрыты для общения, если безразличие родителей сочетается с враждебностью, то ребёнка ничто не удерживает, чтобы дать волю самым разрушительным импульсам и проявить склонность к поведению, отклоняющемуся от нормы.
Авторитетный стиль
Родители осознают важную роль в становлении личности, но за ним признают право на саморазвитие, осознают какие требования необходимо диктовать, а какие обсуждать. Открыты для общения, признают и поощряют автономию детей, допускают изменению своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, развит самоконтроль, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой.
Давайте посмотрим, каким образом происходит общение с детьми в семье.
Фразы родителей:
Указание. Убери игрушки, вымой посуду, сходи в магазин.
Обмен информацией. (Замечательный отрывок из рассказа, его продолжение можно найти в сборнике…)
Поощрение.(В твоём рисунке хорошо виден контур, гармонично подобраны краски! Молодец!)
Психологическая поддержка. (Постарайся выполнить аккуратно домашнее задание.)
Угроза. (Сейчас же наведи порядок в комнате, приду, проверю!)
Вывод: среди фраз, обращённых к детям, преобладают фразы, содержащие указания, иногда угрозу, реже обмен информацией, ещё реже поощрения и хвалу.
Помните!
Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.
Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.
Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.
Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.
Ребенка хвалят — он учится быть благородным.
Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.
Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.
Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.
Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.
4. Доверительность общения
Каким образом можно построить ваше общение и детей в семье, чтобы отношения становились доверительными? (Заслушивание мнений родителей.)
Поощрения
Наказания
Похвала (Выражение радости и благодарности)
Развлечения (совместные прогулки) газеты, рисунки детей)
Восхищение
Проявление уважения
Ласка (добрые слова и прикосновения) \
Лишение удовольствий
Запрет на приятную деятельность
Смена дружеского тона на строгий
И самое главное, никогда не воспитывайте в плохом настроении, оценивайте поступок, а не личность, умейте видеть в детях только хорошее, разрешайте конфликты мирно, ведь «худой мир, лучше доброй ссоры», в минуты сильнейшего раздражения на ребёнка сядьте напротив него и пристально в течение минуты разглядывайте его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем это закончится?
Перед вами несколько советов от Д. Карнеги, которые возможно помогут преодолеть возникшие проблемы в общении.
Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
Обращая внимание на их ошибки, делайте это в косвенной форме
Прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.
Задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.
Давайте возможность человеку спасти своё лицо.
Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.
Создайте доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.
Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.
Делайте так, чтобы было приятно исполнить то, что вы хотите.
4. Невербальное общение
Сейчас мы с вами много говорили об общении все эти приёмы относятся к вербальному общению (беседы, похвала, пожелании и т.д.) Но в общении огромную роль играет невербальное общение. Невербальное общение — это использование мимики, жестов, взгляда. К нему
относится тактильное общение, т.е. телесное прикосновение — это похлопывание по плечу, поглаживание по голове, поцелуи, просто прикосновения.
Теперь давайте проведём экспресс анкету:
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
С каким лицом чаще всего общается ваш ребёнок?
Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Вывод. Чаще улыбайтесь, искренняя улыбка поможет снять недоверие, создаст благоприятную обстановку для общения, улыбающийся человек располагает себя к общению, об этом говорят и детские рисунки.
Теплота и мягкость обращения подбадривают, вселяют уверенность, способствуют развитию привязанности к родителям, друзьям, самому себе. И в сегодняшнем разговоре мне не хотелось бы ставить точку. Возможно, сегодня мы не решим всех проблем по этому вопросу, но если вы задумались, взяли себе на заметку некоторые советы, значит, разговор состоялся.
Один мудрец сказал, что человеку дана единственная роскошь. «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения». Уважаемые родители, коллеги общайтесь и будьте счастливы.
— Помните: вы - главный воспитатель, вы - пример.
У всех нас есть возможность выбора в воспитании своего ребёнка. Но именно от вас зависит в большей степени, каким вырастет ваш ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут стать ему образованным, культурным, помогут найти выход из сложных ситуаций. Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.
Памятка для родителей
1.Не демонстрируй своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2.Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.
3.Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажите в этом пример своему ребёнку, ждите, что скоро он скажет то же самое о вас.
4.Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок добра и человечности вашему ребёнку.
5.Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребёнка.
6.Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребёнка.
7.Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!
Психологические исследования показали, что дефицит общения с окружающими взрослыми, дефицит тепла, любви, понимания нарушают формирование личности ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение имеют для него контакты со взрослыми членами семьи.
В эмоциональном общении со взрослыми закладываются основы будущей личности: способность видеть, слышать, воспринимать мир, развивается познавательный интерес, чувство защищенности, уверенности в себе. Если в первые месяцы жизни ребёнок не получит должного тепла от близких людей, то в дальнейшем это даст о себе знать. Ребёнок будет скованным и пассивным, неуверенным в себе или, напротив жестоким, агрессивным…
Очень важно, чтобы в семье каждый мог по - настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать достоинство другого. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.
Как же надо общаться с ребёнком?
Общение ребёнку необходимо, как пища. Плохая пища отравляет организм, неправильное общение «отравляет» психику ребёнку, наносит удар его психическому здоровью, эмоциональному благополучию.
Исследования показывают, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит в дошкольном детстве и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. В результате из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения. Большинство родителей воспитывает своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
Психологи доказали, что потребность в любви – одна из основных человеческих потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие для нормального развития ребёнка. Как вы выражаете свою любовь к ребёнку?
Конечно, потребность в любви удовлетворяется, когда вы говорите ребёнку, что он вам дорог, важен, нужен, что он просто хороший и сопровождаете это приветливыми взглядами, прикосновениями, ласковыми словами.
Сколько раз в день вы обнимаете своего ребёнка? Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день. Она утверждает, что каждому человеку для выживания необходимо 4 объятия в день, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день. Подобные знаки внимания питают эмоционально растущий организм и помогает ему развиваться психически.
Если мы раздражаемся на ребёнка, постоянно одёргиваем и критикуем его, то малыш приходит к обобщению: «Меня не любят». Человеку нужно, чтобы его любили, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Счастливость человека зависит от психологического благополучия той среды, в которой он живёт, а также от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде всего – родителей с ребёнком.
Принципы эффективного общения с ребёнком.
- Сохраняйте в семье единство взглядов по вопросам воспитания и общения с ребёнком.
- Ребёнок постоянно должен чувствовать любовь близких к себе.
- Принимать ребёнка следует таким, какой он есть, со всеми его особенностями.
- Проявляете интерес к ребёнку во время общения, кивком головы, одобрением и т.д.
- Поддерживайте стремление ребёнка к общению со взрослыми членами семьи.
- Общение должно иметь положительный эмоциональный тон. Чаще улыбайтесь ребёнку в процессе общения с ним.
- Замечайте успех и достижения ребёнка, радуйтесь вместе с ним.
«ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ – ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК».
Беседа с родителями учащихся III класса.
Цель: формирование психолого-педагогической культуры законных представителей, обеспечивающих осознание значимости здорового образа жизни.
Задачи:
создать условия для эффективного сотрудничества и партнерства родителей, обучающихся и педагогов;
сформировать информационное пространство, отражающее значимость семейного воспитания в формировании навыков здоровьесберегающего поведения у детей;
способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей в системе семейного воспитания и формирования личности ребенка.
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Ведь здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и психическое и социальное благополучие. Знать составляющие здорового образа жизни и выполнять их в семье – вот основная проблема современного общества.
Наш сегодняшний разговор хотелось начать с одной очень известной «Легенды о человеке»: «Давным-давно, на горе Олимп жили боги. Стало им скучно, и задумали они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть житель Земли. Один из богов предложил: «Человек должен быть сильным». Другой добавил: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но тут кто-то из богов возмутился: «Если все это будет у человека, он будет как мы». Тогда решили они спрятать главное, чем хотели наградить человека, – его здоровье. Да вот только куда спрятать-то? Одни предлагали глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А кто-то из богов придумал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет с давних времен человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждому дано сберечь бесценный дар богов». Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Особенно важно, для каждого родителя, здоровье его ребёнка. А что же такое здоровье? И что необходимо нашим детям, чтобы быть здоровыми?
Уважаемые родители, предлагаю вам продолжить фразу:
- Мой ребенок будет здоров, если…
Обсуждение вариантов ответов.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие положительные привычки необходимо воспитывать у детей, чтобы они были здоровы?
2. Когда нужно начинать прививать навыки здорового образа жизни детям?
3. Как вы укрепляете и сохраняете здоровье детей?
Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Ребенок, следуя семейным традициям, усваивает нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. А то, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Ребенок должен осознать, что здоровье для человека – важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и активно следовать ей.
Вопрос для обсуждения:
1. Предлагаем родителям самостоятельно определить составляющие понятия «здоровый образ жизни» с фиксацией ответов.
Ответы родители записываются на графическом планшете (ватман или доска) цветными маркерами.
Педагог:
Понятие «здоровый образ жизни» включает соблюдение режима дня, культурно-гигиенические навыки, культуру питания.
Давайте рассмотрим проблемы соблюдения детьми режима дня. Им необходимо объяснить, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило. Домашний режим школьника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.
Вопрос родителям:
Что такое рациональный режим? Способствуете ли Вы соблюдению режима в жизни своей семьи, в особенности, в жизни ребенка?
Обсуждение ответов.
Педагог:
Рациональная организация общего режима дня для учащихся начальных классов предусматривает:
- полноценный ночной сон не менее 10 часов,
- активный отдых (прогулки) на воздухе не менее 2, 5 часов,
- дневной сон для ослабленных детей,
- свободное время для игры, чтения, любимых занятий, просмотра телевизора, компьютера (20 минут в день),
- время на гигиенические процедуры и самообслуживание,
- время на еду 4-5 раз в день,
- учебные занятия, включая дорогу в школу;
- выполнение домашнего задания.
Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности.
Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:
- следить, чтобы ребенок ложился спать не позднее 21.00;
- ужин должен быть не позднее чем 2-3 часа до сна;
- всегда перед сном проветривать детскую;
- не позволять ребенку подолгу сидеть перед телевизором или играть за компьютером вечером.
Задание для родителей (работа в группах).
Проанализируйте ситуацию.
Среди молодых родителей бытует мнение, что детей надо воспитывать по-спартански: не слишком заботиться о ночной тишине, и ребенок спит при включенном радио или телевизоре; не беспокоиться, что ребенок долго смотрит телевизор, не пропуская ни одной передачи; наравне со взрослыми ездит по городу, ходит по магазинам.
Вопрос для обсуждения:
1. Подумайте, чем может обернуться для ребенка такое воспитание? Почему? Обобщение ответов.
Педагог:
Во время сна человек сбрасывает физическую и моральную усталость. Для школьников это особенно важно, так как им еще трудно управлять эмоциями. Возможные последствия недосыпания:
- отставание от сверстников в физическом или интеллектуальном развитии;
- истерики, нервные срывы и капризы;
- снижение концентрации внимания и падение успеваемости;
- конфликты с родителями, друзьями и одноклассниками.
Рекомендации родителям:
1. Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.
2. Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночи).
3. Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.
Как мы с вами уже определили, вторая составляющая здорового образа жизни – это культурно-гигиенические навыки.
Формируя здоровый образ жизни, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
- умение правильно строить режим дня и выполнять его;
- умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасны для жизни и здоровья;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
- понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
- знание основных правил правильного питания;
- знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
- умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
- знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
- понимание значения двигательной активности для развития здорового организма.
Задание для родителей (работа в группах).
Проанализируйте ситуацию.
Мама: «Просквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются с горки, лепят из снега. Румянец во всю щеку! А моя сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а другие то и дело болеют? Наверное, дано природой? Все советуют – надо закаливать ребенка. А нам не до закаливания! Пусть здоровых закаливают!».
Вопросы для обсуждения:
1. Права ли мама? Свой ответ обоснуйте.
2. Можно ли укрепить здоровье ребенка?
3. Закаливаете ли Вы своего ребенка? Поделитесь, пожалуйста, личным опытом.
Обсуждение высказываний родителей.
Педагог:
Закаливание – мощный фактор оздоровления детского организма, не требующий больших временных затрат, экономически доступен всем семьям.
Закаливание способствует воспитанию силы воли, упорству в достижении цели, самоорганизации ребенка и существенно увеличивает резервы здоровья детского организма. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой.
Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем, а также соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности.
Основные способы закаливания:
- закаливание воздухом;
- закаливание водой (обтирание, обливание, обтирание стоп, полоскание горла, контрастный душ, купание, баня);
- солнечные ванны по 10-20 минут с утра да 11 часов дня и после 16 часов.
Начинать закаливание врачи советуют постепенно, лучше в летний период. Но, в любом случае, перед этим необходимо посоветоваться с участковым врачом-педиатром.
Вопрос для обсуждения:
1. Как вы относитесь к семейным прогулкам на свежем воздухе? Как часто они происходят в вашей семье?
2. Влияют ли они на состояние физического и психического здоровья ребенка и как?
Педагог:
Проведение совместного семейного отдыха – будь то семейные туристические походы, активный отдых на море, в горах, участие в спортивных семейных играх, например, велосипедные прогулки в лес и т. д. – благотворно действуют на ребёнка и их родителей.
Совместный активный досуг очень важен, так как он:
- способствует укреплению семьи;
- формирует у детей важнейшие нравственные качества;
- развивает у детей любознательность;
- приобщает детей к удивительному миру природы, воспитывая к ней бережное отношение;
- расширяет кругозор ребенка;
- формирует у ребенка первичные представления об истории родного края, традициях, культуре народа;
- сближает всех членов семьи (дети живут одними задачами с родителями, чувствуют причастность к общему делу).
При совместном досуге между родителями и детьми возникает духовный контакт, который позволяет сохранить доверительные отношения.
Рекомендации родителям по организации активного семейного отдыха.
Родители совместно с детьми могут:
в зимнее время – совершать лыжные прогулки с детьми, кататься на коньках, на санках, совершать пешие прогулки в ближайший лес, парк, лепить во дворе снежные крепости, фигуры;
в весеннее и осеннее время – брать детей с собой в однодневные туристические походы, совершать совместный отдых на море, на даче, организовывать совместные дворовые затеи с подвижными играми;
в летнее время – загорать, плавать, устраивать шумные, подвижные игры на улице, ходьбу по пересеченной местности.
Третья составляющая здорового образа жизни – это культура питания.
Вопрос для обсуждения:
1. Что включает в себя полноценное питание?
2. Необходимо ли придерживаться рационального питания в младшем школьном возрасте?
С раннего детства необходимо обеспечить полноценное и правильно организованное питание ребенка, являющееся залогом его здоровья. Из всех факторов внешней среды, оказывающих влияние на развитие ребенка как физическое, так и нервно-психическое, питание занимает ведущее место.
Всякое нарушение питания как количественное, так и качественное (а некоторые из вас считают, что ребенку можно дать лишь бутерброд, чипсы и т. п.), отрицательно влияет на здоровье детей, особенно в период интенсивного роста. Организм ребенка постоянно расходует много энергии, а она ему необходима для деятельности внутренних органов, поддержания постоянной температуры тела.
Особенно большое значение имеют белки, как животные (молоко, мясо, рыба, яйца), так и растительные (рис, картофель, гречка, горох, фасоль, свежая капуста). Лучшей усвояемости белков способствуют овощи. Старайтесь мясные и рыбные блюда давать ребенку с гарниром из овощей. При недостатке белков в пище возникают вялость, слабость, похудение, отсталость в росте, снижение иммунитета. При избытке – нарушение обмена веществ, снижение аппетита.
Пища должна содержать и жиры, которые также входят в состав органов и тканей. Без жировой прослойки нарушается отдача тепла организма, снижается иммунитет, да и вкусовые качества пищи без жиров оставляют желать лучшего.
Сливочное масло, молоко, сливки, яйца хорошо усваиваются организмом, к тому же содержат витамины А и Д, так необходимые детскому организму, растительные жиры (подсолнечное масло, оливковое и др.) не содержат витаминов, но в их состав входят ненасыщенные жирами кислоты, тоже необходимые организму.
Главный же источник энергии в организме – углеводы, которые содержатся в растительных продуктах в виде крахмала, – в таких овощах, как картофель, а также в крупах, хлебе, луке или в виде сахара, которого достаточно в фруктах и ягодах. Растущему организму ребенка нужна и клетчатка, которая составляет оболочки овощей и злаков, для нормальной работы кишечника в рационе питания ребенка должно быть больше овощей: моркови, свеклы, капусты (как свежей, так и квашеной), кабачков, тыквы, огурцов. Давайте ребенку бахчевые культуры, сливы, яблоки и помните, что овощи и фрукты должны составлять не менее 50-60 % ежедневного рациона и употребляться в любом виде.
Дидактическая игра «Семейный завтрак».
(Используя заготовленные карточки с изображением готовых блюд, овощей и фруктов, продуктов питания родители в группах формируют меню семейного завтрака).
Обсуждение полученных результатов с комментарием школьной медсестры.
Рекомендации родителям.
1. Каждый день обязательно давайте детям и сами употребляйте кисломолочные продукты: кефир, ряженку утром натощак и на ночь. Обращайте внимание на сроки хранения.
2. Мясо лучше употреблять отварное с отрубным хлебом вчерашней выпечки.
3. Продукты, содержащие калий, содержатся в черносливе, изюме, кураге и печеном картофеле.
4. Интервалы между приемами пищи должны для здорового ребенка составлять около 4 часов.
5.Перед едой полезны овощные закуски в виде салатов, винегрета, а вот острые закуски, содержащие много перца, горчицы, хрена, для детей нежелательны.
6. Ребенок должен есть не торопясь, хорошо пережевывать пищу.
7. Для завтрака и ужина достаточно по 15-20 минут, для обеда – 20-25 минут, а для полдника – 5-6 минут.
Пример детского режима питания.
7.00 Завтрак:
Первое блюдо – каша, яйца, творог, овощи, картофель.
Второе блюдо – молоко, какао, чай с молоком.
13.00-14.00 Обед:
Первое – суп мясной, овощной или молочный.
Второе – мясо, рыба, гарнир из овощей или крупы.
Десерт – фрукты, ягоды, кисель, компот.
Полдник:
Кефир, простокваша, молоко, сок, чай с молоком.
Булочка, печенье, бублик, фрукты, ягоды.
18.00-18.30 Ужин:
Первое блюдо – каши, запеканки, творожные и яичные блюда, котлеты овощные или крупяные.
Второе блюдо – кефир, молоко, сок, чай.
Культура приема пищи прививается с детства. Очень важно, чтобы дети обучались правилам поведения за столом, соблюдали гигиенические навыки, были аккуратными.
Педагог:
Уважаемые родители, здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Воспитать ребенка здоровым – это значит с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это система разумного поведения человека на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.
Давайте вместе подведем итоги нашей встречи.
Вопрос для обсуждения:
1. Что мы можем и должны сделать, чтобы помочь своему здоровью и сохранить здоровье наших детей?
Обсуждение ответов.
Педагог:
Каждый может сделать следующее:
1. Воспитывать с раннего детства здоровые привычки и навыки.
2. Выполнять простые правила гигиены.
3. Соблюдать рациональный режим дня.
4. Вести активный образ жизни (утренняя гимнастика, спорт, туризм).
5. Использовать систему закаливания.
6. Придерживаться правильного питания.
7. Создавать благоприятную психологическую обстановку в семье.
Совет: Любите своего ребенка, он – Ваш. Уважайте членов своей семьи.
Помните: Здоровая семья – здоровый ребенок!
9. Что мы можем и должны сделать, чтобы помочь своему здоровью и сохранить здоровье наших детей?
Рефлексия.
Уважаемые родители, пожалуйста, оцените наше занятие. У вас на столах лежат цветочки трех цветов. Выберите тот цветок, который соответствует вашему настроению после нашей встречи и закрепите его на рамке.
Обозначение цветов: синий – зря потратили время, красный – не все понравилось и не во всем хотелось участвовать. Желтый – рады были встрече, хорошо и с пользой провели время.
Приложение 1.
Анкета для учащихся 3-х классов «Здоровье в семье».
- Что ты ешь на завтрак?
А) кашу или другую приготовленную еду;
Б) чай и бутерброд;
В) не завтракаю.
- Чем ты обычно занимаешься в свободное время?
А) провожу время с родителями;
Б) смотрю телевизор, играю в компьютер, телефон;
В) гуляю на улице.
3. Хотелось бы тебе, чтоб родители чаще тебя обнимали, хвалили, проявляли внимание?
А) да;
Б) нет, они уделяют мне достаточно внимания.
- Какого внимания от родителей тебе не хватает?
А) похвалы;
Б) времени вместе;
В) объятий (обнять, погладить по голове и т.д.);
Г) хватает всего.
5. Курит ли кто-нибудь в вашей семье?
А) да;
Б) нет.
6. Если курят, то где?
А) дома;
Б) на улице;
В) на балконе.
7. Как часто ты видишь, что родители употребляют алкоголь?
А) никогда;
Б) только по праздникам или с друзьями;
В) часто.
8. Как часто в семье возникают ссоры, скандалы?
А) никогда;
Б) редко;
В) часто.
8. Как часто ты занимаешься спортом?
А) только в школе на физкультуре;
Б) посещаю спортивные секции после школы;
В) занимаюсь вместе с родителями;
Г) никогда.
Приложение 2.
Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у детей.
1.Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.
2. Соблюдайте режим дня.
3. Лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
4. Любите своего ребёнка - он ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.
5. Обнимать ребёнка следует не менее 4 раз в день, а лучше 8 раз.
6. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
7. Положительное отношение к себе - основа психологического выживания.
8. Личный пример здорового образа жизни - лучше всякой морали.
9. Используйте естественные факторы закаливания - солнце, воздух и воду.
10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.
11. Лучший вид отдыха - прогулка с семьей на свежем воздухе.
12. Лучшее развлечение для ребёнка - совместная игра с родителями.
Рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни у детей
Здоровье Вашего ребенка является важнейшей ценностью и наша общая задача – сохранить и укрепить его.
ПОМНИТЕ: пример родителей является определяющим при формировании привычек и образа жизни ребенка.
Растущий организм ребенка нуждается в особой заботе, поэтому детям необходимо соблюдать режим труда и отдыха.
Приучите Вашего ребенка самого заботиться о своем здоровье: выполнять гигиенические процедуры, проветривать помещение и т.д.
Контролируйте досуг вашего ребенка: просмотр телепередач, встречи с друзьями, прогулки на свежем воздухе.
Традиции здорового питания в семье – залог сохранения здоровья ребенка.
В формировании ответственного отношения ребенка к своему здоровью используйте пример авторитетных для него людей: известных актеров, музыкантов, спортсменов.