ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «КАК ПОВЫСИТЬ УЧЕБНУЮ
МОТИВАЦИЮ ПОДРОСТКОВ»
(занятие родительского университета для родителей учащихся 7-х классов, IV четверть).
Цель: расширение информационно-образовательного пространства,
формирование психолого-педагогической компетентности родителей в
вопросах повышения учебной мотивации подростков.
Задачи:
актуализировать и расширить знания родителей об учебной мотивации;
обозначить причины и признаки снижения мотивации подростков;
познакомить родителей со способами повышения мотивации
подростков.
Целевая аудитория: родители учащихся 7-х классов.
Форма проведения: практическое занятие.
Ход родительского собрания:
Приветственное слово педагога.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня у нас очередное занятие
Родительского университета и говорить мы будем о том, как повысить
учебную мотивацию подростков.
Мотивационный этап.
Диагностика ожиданий.
Определите Ваше настроение перед началом занятия:
а) «Опять – двадцать пять»;
б) «Посмотрим, посмотрим…»;
в) «Все новое – хорошо забытое старое»;
г) «Сочувствуем»;
д) «Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади»;
е) другое_____________________________.
Целеполагание.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с особенностями учебной
мотивации подростков; выявим причины и признаки снижения мотивации
подростков; познакомимся со способами повышения мотивации и определим
для себя, как мы, родители, можем способствовать этому процессу.
Основная часть.
Что такое мотивация?
Мотивация временная и изменчивая величина. Мотивация – это
желание и готовность что-либо делать. В нашем мозгу существуют
определенные участки, которые образуют мотивационную систему. Для того,
чтобы она включились в работу, необходимы три компонента: интерес,
социальное признание и самооценка.
Половина людей сдаются на пути к своей цели, потому что им никто не
сказал: «Я верю в тебя, у тебя все получится!».
Многие родители, у которых есть дети школьного возраста,
сталкиваются с проблемой отсутствия мотивации к учебе у ребенка. Как же
сформировать у школьника желание учиться?
Конечно, у каждого родителя есть свое мнение по этому поводу.
Некоторые родители предлагают ставить в пример сегодняшних успешных
людей, олигархов, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен,
что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов, тем
самым перекладывая с себя ответственность на плечи школы. Другие же
предлагают радикальные способы решения этого вопроса: наказывать за
плохие оценки, лишать компьютера, планшетов, телефона, прогулок,
общения с друзьями и вкусностей за каждую оценку ниже «5». Среди таких
родителей встречаются и те, кто прибегает к таким старым проверенным
методам, как ремень и скалка.
Мнений много, и, как говорится, каждый имеет право на свое мнение.
Но наша цель взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с
других сторон.
Мотивация с точки зрения науки.
Для начала разберем истоки происхождения термина «мотивация».
Произошло это слово от английского «movere» – двигать. Другими словами,
мотивация – это то, что движет человеком, заставляет его с завидным
упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к
поставленной
цели.
Мотивированный человек легко достигает
интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы:
полученное знание или овладение новым умением вознаграждается
выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в
одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если
ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее,
справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же,
мотивация к обучению у школьника становится очень сильной. А вот если
ожидаемого вознаграждения или похвалы нет или предъявляются
завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое
происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в
этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически
невозможно.
Психологический аспект, открывающий завесу таинственности в
вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.
Формирование мотивации к обучению связано со школьной
успеваемостью. Для многих школьников и их родителей время, отведенное
для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием
терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за
уроки. Вместо того, чтобы делать уроки, ребенок смотрит в окно, рисует
маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш, либо его невозможно
оторвать от телевизора или компьютера. Родители теряют терпение, и –
слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от
учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие,
полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее
находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании
ребенка утверждается уверенность: школа – это каторга. Подобное
происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей…
Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе
и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию
детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом –
то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у учащихся в
начальной школе.
Формирование побуждения к действию. Как это сделать на
практике?
Это означает не просто заложить в голову ребенка готовую цель и
мотивы, а создать такие условия, такую обстановку, в которых ему самому
захочется учиться.
1) Выяснить, что является причиной низкой мотивации: неумение
учиться или ошибки воспитательного характера.
Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители
не приучили их преодолевать. Причиной отсутствия мотивации может быть и
прошлый неудачный опыт (два раза не получилось, третий раз не буду и
пытаться). Родителям необходимо учить ребенка «не сдаваться», а
продолжать стремиться к результату, верить в себя и свои силы, и тогда
результат не заставит себя ждать.
2) Применять в соответствии с причиной коррекционные меры: учить
ребенка учиться, если не сформированы навыки учебной деятельности и
произвольного поведения, или исправлять свои воспитательные ошибки, а
для начала их необходимо просто увидеть и признаться себе, что «я делаю
что-то не так».
3) В процессе обучения, пока у ребенка не сформирована
произвольность поведения, важно, чтобы родители контролировали процесс
обучения и учитывали индивидуальные особенности ребенка: когда ему
лучше сесть за уроки, какие уроки делать в первую очередь, когда делать
паузы и пр. Иногда ребенок не может сесть за уроки вовремя – приучайте к
самоконтролю.
4) Важно создавать для ребенка зону ближайшего развития, а не делать
за ребенка то, что он может (хотя и с трудом) сделать сам.
5) Очень важный момент – оценивание сделанной работы родителем и
учителем. Родитель может оценить работу «Молодец, хорошо!» (сравнивая
сегодняшние результаты ребенка со вчерашними), а учитель, сравнив
результаты ребенка с классом, оценит это как «плохо». Во избежание таких
случаев важно иметь постоянный контакт со школой и интересоваться
требованиями, предъявляемыми к учащимся. В противном случае в сознании
ребенка создается образ врага – учителя (родитель хороший – хвалит,
учитель плохой – ругает). А это порождает отвращение к школе, нежелание
учиться.
6) Мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация)
формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении
требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех
семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка
формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что
напрямую ведет к низкой учебной мотивации.
7) Очень важным моментом в учебной мотивации является адекватная
самооценка ребенка. Дети с заниженной самооценкой недооценивают свои
возможности и имеют более низкую учебную мотивацию, дети с завышенной
самооценкой адекватно не видят границы своих способностей, не привыкли
видеть и признавать своих ошибок.
8) Важно поощрять ребенка за хорошую учебу. Материальное
поощрение (деньги за хорошие отметки) часто приводит к добыванию
хорошей отметки любыми способами. А вот поощрять детей за хорошую
учебу совместными походами (в цирк, на каток, в боулинг и т.п.) вполне
приемлемо, кроме того попутно родителями решается еще одна важная
задача: интересное общение со своим ребенком, удовлетворение потребности
ребенка быть частью семейной системы.
9) В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень
важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера. Важно объяснить
ребенку, что процесс формирования умения учиться – процесс длительный,
но необходимый. Для подростка важно «не пилить», не наказывать, не сулить
наград. Нужен контроль – помощь, а не контроль-давление. Для подростка
важно поднимать тему профессионального определения.
10) Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу
«розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы
будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения
учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет.
11) Очень важен в учебной деятельности и формировании у ребенка
желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у
детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился
проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок
резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым
достижениям становится больше.
12) Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои
успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру
ребенка в свои силы, причем, чем ниже самооценка и уровень притязаний
ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто
занимается его воспитанием.
13) Если Ваш ребенок предполагал, что усвоил учебный материал, а
оценка низкая, то нужно разобраться, что произошло на самом деле.
14) Очень важный период в жизни школьника – переход в среднее
звено. Появляются новые предметы, учителя и обязанности, сильно
возрастает нагрузка. Научитесь слушать ребенка и вникать в его проблемы. В
этом возрасте он особенно нуждается в вашей помощи. Выучить все, что
задают в школе, практически невозможно. Именно поэтому пропадает
интерес к учебе. Научите школьника правильно планировать время и
распределять нагрузку, это поможет и в дальнейшей жизни.
Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель, поняв механизмы и
применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у
своего ребенка желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и
развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком,
способным на ответственные решения.
Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но
до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке
и в Вашем признании ее как самодостаточной.
Практический этап. Работа в группах.
Группа 1. «Причины снижения учебной мотивации подростков».
Необходимо в течение 5 минут записать причины снижения учебной
мотивации подростков и озвучить результаты работы группы.
Примерные ответы:
1. Подростки не понимают, для чего нужны конкретные знания.
2. Не складываются отношения с учителем.
3. Нет контакта с одноклассниками или ходит в школу только
пообщаться с одноклассниками.
4. Есть пробелы в знаниях.
5. Отсутствуют похвала и поощрения со стороны взрослых (учителей и
родителей).
6. Гиперопека или недостаточный контроль со стороны родителей.
7. Отсутствие единых требований со стороны родителей.
8. Сравнение с другими.
9. Заниженная самооценка подростка.
Группа 2. «Признаки снижения учебной мотивации подростков».
Нужно, ответив на вопросы, определить признаки, по которым можно
определить снижение учебной мотивации подростков.
(Группа выбирает из предложенного перечня характеристики
подростка со сниженной мотивацией).
Признаки:
1. дисциплинированный;
2. неровно успевающий;
3. организованный;
4. выбивающийся из общего темпа;
5. эрудированный;
6. «странный» в поведении, непонятный;
7. умеющий поддержать общее дело (коллективист);
8. выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями;
9. стабильно успевающий (хорошо учится);
10. занятый своими делами (индивидуалист);
11. быстро, «на лету» схватывающий;
12. неумеющий общаться, конфликтный;
13. обучающийся легко, приятный в общении;
14. иногда тугодум, иногда не может понять очевидного;
15. ясно, понятно для всех выражающий свои мысли;
16. не всегда желающий подчиниться большинству или официальному
руководителю;
17. другое.
Группа 3. «Как и чем помочь подростку».
Примерные ответы:
1. Общение родителей с подростком о его отношении к учебе (цель его
учебы, что является важным в школе, какие у него интересы, какие сомнения
и страхи.
2. Постараться понять, не критиковать, быть терпеливым и обсудить
эту тему.
3. Отмечать достижения ребенка, обращать внимание, что важны
знания, умения и навыки, а не отметки, которые он получает.
4. Проявлять интерес к его планам, поддерживать.
5. Развивать познавательные интересы подростка, его потребность в
интеллектуальной активности.
Подведение итогов.
Один французский историк сказал: «Учитель разума – в школе, учитель
души – в кругу семьи».
Уважаемые родители! Ценно то, что мы сегодня совместными
усилиями искали ответ на вопрос: «Почему наши дети, порой, не хотят
учиться?», выявили причины и признаки снижения мотивации, нашли
способы повышения мотивации у подростков. Будем верить в то, что наши с
вами дети вырастут успешными.
Рефлексия родительского собрания.
В завершение предлагаю вам следующее задание (синквейн).
1-я строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие,
тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2-я строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка – фраза, несущая определенный смысл.
5-я строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Примерные ответы:
1. Мотивация.
2. Активный, деятельностный.
3. Двигать, побуждать, стремиться.
4. Побуждение к действию.
5. Мотивация – это активный процесс, побуждающий человека к
действию.
Спасибо за общение! До следующей встречи.
Родительский университет:
«Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста»
Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили, поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Выступление кл. руководителя.
Растут дети, а вместе с их взрослением растёт не только радость от их успехов, но и проблемы.
Пока наши дети ещё рядом с нами, давайте попробуем разобраться, какие проблемы возникают в период подросткового возраста, как меняется система ценностей и интересов.
Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает сильные изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. Ребенок становится неудобным. С ним уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним?
Оказывается, он вступил в один из своих важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, в период перехода от детства ко взрослости, в подростковый период. Часто подросток остается со всеми проблемами, сопровождающими взросление, один на один. Помочь ему может только семья, т.е. вы. Поэтому давайте посмотрим, что же происходит с подростком.
Чтобы лучше понять это, обратимся к мыслям о себе. У каждого существует определенное сложившееся устойчивое представление о себе, так называемая «Я-концепция» или образ «Я». Что она включает? Знания о своих внешних характеристиках: каковы моя фигура, лицо, походка. Знание о своем характере, способностях и возможностях, об особенностях общения с мужчинами, женщинами, начальниками, подчиненными. Но помимо знания «Я-концепция» включает еще и отношение к себе. Нравлюсь ли я самому себе? Кажусь успешным или неудачливым? Привлекательным или «гадким утенком»?
Также и у наших детей. До начала подросткового возраста у них существовало достаточно устойчивое представление о себе. Но начинается бурное физиологическое развитие. Оно не всегда сильно проявляется внешне и может действовать изнутри. Меняются характеристики мышления. Оно становится абстрактно-логическим, способным выдвигать гипотезы, строить долговременные планы, а иногда и целые философские теории. Приближается взрослое будущее. Его требования начинают «звучать» уже в настоящем. Например, когда мы говорим ребенку: «Ты же взрослый, ты должен…».
И в этот период резких изменений у подростка частично разрушается, расшатывается прежняя «Я-концепция», старое представление о себе. Кто Я? Какой Я? Чего я хочу и могу? Вот вопросы, на которые обычно не может ответить подросток. Психологи говорят: «Начался подростковый кризис».
Беседа.
Кризис проявляется по-разному
Понятно, что внешне кризис проявляется не задаванием вслух подростками вопросов, которые были обозначены. И проявляется по-разному. Как? Вот так, как, например, описывают родители:
«В последнее время не узнаю своего сына. Кричит, ругается, кривляется, особенно, когда ему говорят что-то сделать (в этом случае начинает плакать)».
«Беспокоит, что все время висит на телефоне. В доме постоянно много его друзей. Слушают музыку, да так громко, что соседи стучат. Со мной ничем не делится, говорит, что все равно не пойму. Я плачу от бессилия, ведь теряю ребенка. Что дальше делать, как дальше жить — не знаю».
«У сына часто проявляется неуравновешенное поведение, бывает вспыльчив, импульсивен, а иногда обижается без причины. В такие минуты ни с кем не хочет идти на контакт. Бывает часто чрезмерно упрям, даже когда сам понимает, что не прав».
«У дочки снизилась успеваемость, пропало желание учиться, появилась раздражительность, агрессивность, неуправляемость. Что бы я ни сказала, постоянно огрызается, грубит. Я всегда не права бываю. Что бы я ни посоветовала, все делает наоборот. Порой кажется, что все у нас нормально, вдруг ни с того ни с сего обидится, уйдет в свою комнату, весь вечер просидит. Порою кажется, что я теряю дочь. Просто не могу понять, что случилось».
«Танюша стала теперь такая скрытная. Ничего не рассказывает, молчаливая такая стала. Даже когда спрашиваю: «Как погуляли?», отвечает «нормально» и уходит в свою комнату».
Как можно заметить, все родители отмечают резкие изменения в своем ребенке, нарастание трудностей в общении, в частности, появление скрытности, негативизма, конфликтности, эмоциональной неуравновешенности, острого отстаивания своих прав при нежелании выполнять элементарные обязанности.
И в то же время сами подростки кричат о боли непонимания их взрослыми, страдают от одиночества и в то же время стремятся к нему; мечтают выговориться и крепко охраняют свой внутренний мир от вторжения.
«Все просто. Родители нас не понимают, закрывают глаза на наши желания. Они же знают про нас все наперед. Доказывать им что-то бесполезно. Как им объяснить, что я тоже имею право на свою жизнь, что не нужно контролировать каждый мой шаг. Я, может быть, сам знаю, что для меня лучше».
«Я очень хочу, чтобы родители не ссорились, и чтобы у нас было все хорошо, чтобы я ничего не боялась, не прятала книжки, которые не нравятся маме, под подушку. Я живу как на рентгене – надоело. Идешь куда-нибудь – «Куда?». Мне больше всего хочется, чтобы меня оставили в покое, чтобы мама попыталась понять причину, почему человек так делает…».
«Между мной и отцом стена. А можно еще натянуть колючую проволоку. Он считает, что заботится обо мне. Да, мама и он покупают мне кучу всего и вечно лазят в мой рюкзак, но весь интерес отца ко мне – это посмотреть дневник и спросить «Ну, как дела?». «Оставьте меня в покое», – ежедневно я говорю им. А они говорят, что я грублю и хамлю. В общем, они держат меня на поводке».
Как же могут родители помочь своему ребенку?
Главное — это понять и принять изменения, происходящие в подростке. Мы же, наоборот, часто встречаем непонимание, из этого могут вытекать стремление родителей сохранить жесткий контроль над ним или «повернуть назад развитие». Иногда можно заметить отвержение родителями новых качеств подростка и желание вернуть старые детские: послушание, ласковость, и т.п.
«Совсем не знаю, что случилось с моей дочерью. Был нормальный одаренный ребенок. Была доброй и ласковой. Всегда мне обо всем рассказывала. А теперь как будто подменили, словно «колючка» стала. Не слушается, у нее часто меняется настроение. В голове какие-то мысли, мне непонятные. Иногда нахожу у нее книги, которые считаю постыдными для чтения. И, вообще, она не понимает меня. Мы с ней очень отдалились друг от друга. Она непонятно по какой причине перестала мне доверять. Иногда вижу ее в слезах, хотя она это скрывает. Не понимаю, что это с ней происходит. Посоветуйте мне, что мне с ней делать, как на нее повлиять. Как вернуть все то, что мне в ней так нравилось. Помогите мне вытащить это обратно».
Итак, родителям нужно согласиться с тем, что все происходящее с ребенком не только нормально, но и закономерно.
Помимо принятия кризисных проявлений необходимо помнить следующее. Особую остроту для подростка приобретает поддержка родителями его временно ослабевшего «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии.
«У меня не возникает проблем в воспитании. Трудностей много, а проблем нет. Я мальчикам полностью доверяю. И они об этом знают. И боятся потерять доверие. Знаешь, они хоть и кажутся непоколебимыми, а на самом деле они такие ранимые. Порой сами себе выдумают, что я сержусь на них и все такое…, и грузятся, и достают. Начинаю успокаивать. И тогда все в порядке».
Соответственно, перед родителями встает задача полного удовлетворения этой потребности, причем для этого иногда требуется вернуться к средствам, традиционно применяемым в отношении маленьких детей: обильным словесным и тактильным поглаживаниям. Таким образом, основа родительской помощи — не какие-либо действия по изменению подростка в соответствии со своим эталоном, а открытое выражение своей любви к нему. Понятно, что для многих это покажется странным и достаточно трудным, тем более, что и сам подросток не всегда готов к этому. Порой он напоминает ощетинившегося щеночка «Не подходи – кусну». Поэтому многим родителям придется начинать проявлять свою любовь «маленькими шажками», которые будет готов принять подросток. Но при всей трудности этого процесса, он жизненно необходим подростку.
Обратим внимание на следующий, казалось бы, очевидный факт, но при этом часто выпадающий из внимания родителей. Когда ребенок начинает взрослеть, ему начинает требоваться любовь родителей в форме, несколько отличной от той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку необходим прежде всего хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем мире, то теперь становится важным принятие и поддержка подростка как личности, самостоятельной и индивидуальной. Но многие родители не умеют проявлять свою любовь иначе, чем через кормление, проявление контроля и внешней заботы. А подростки, наоборот, воспринимают такую любовь как ее отсутствие, что приводит к многочисленным конфликтам.
Подросток также должен иметь возможность говорить с родителями о любых вопросах, которые его волнуют. Но он будет это делать только в том случае, если будет уверен, что не встретит резкого осуждения своих взглядов, стиля поведения, одежды, друзей. Родители вправе думать по ряду вопросов по-другому, но и подросток может иметь собственное мнение, которое с уважением должно быть выслушано родителями.
«У меня прекрасные отношения с мамой. У меня нет от нее секретов. Мы всегда можем поговорить с ней на любые темы. Она знает всех моих друзей. Мне с ней очень легко. Мы с ней общаемся не как мама с дочкой, а как подруга с подругой».
«Я не знаю, что с матерью происходит. Вот неделю назад такой скандал закатила, когда увидела, что я губы накрасила. Мне тогда показалось, что она меня убьет. По губам отхлестала и сказала, что я распустилась, что сначала губы, а потом продаваться пойду.
Мать даже помириться по-нормальному не может. Начинает к словам цепляться, и опять ссоры, ссоры. Скорее бы школу закончить. Уеду куда глаза глядят и слушать ее не стану. Вот тогда она обрыдается, поймет. Как мне тошно было. Я ее так люблю. Знаю, как ей тяжело. Не знаю, что происходит. Раньше этого не было».
Нужно особо остановиться на проблеме, которую подростки называют контролем. Любые действия родителей, воспринимаемые ими как контроль, резко отторгаются, вызывают бурные эмоциональные реакции. При этом не важно, насколько обоснованными были на самом деле действия родителей, поскольку подросток фиксирует в них только сферу контроля.
«Родители все время пытаются контролировать меня. Постоянно говорят, как и когда нужно делать. Достали, одним словом. Я больше так не могу. Сплю и вижу, чтобы родители начали считаться с моим мнением, а не контролировали каждую минуту».
Поэтому очень важно, чтобы родители сумели необходимые контролирующие действия донести до подростка как действия заботы о нем или внимания, тогда то же самое родительское поведение будет воспринято подростками более лояльно.
«Я, конечно, понимаю, что мама заботится обо мне, волнуется, как у меня дела в школе. Стараюсь ей объяснить, что все нормально, справляюсь со своей жизнью вполне успешно».
«Я не припомню, чтобы у нас с дочерью были когда-нибудь конфликты. Почему? Наверно, дело в нашем отношении к ней. Мы никогда на нее не повышали голос. Давали достаточно свободы. Запреты были в меру. Ведь ругать подростков бесполезно. Они тогда все будут делать назло. С ними надо разговаривать по-хорошему, пытаться убеждать. И еще надо учитывать, что мы были совсем другие. А вообще стоит всегда помнить, что к своему чаду надо относиться как к человеку. А не как к ребенку».
Итак, подведем итоги
Если родители действительно сумеют грамотно помочь своему ребенку преодолеть подростковый кризис, последний станет существенной ступенькой в развитии, источником появления важнейших нужных впоследствии личностных характеристик.
Рекомендации — памятка для родителей
Будьте всегда чуткими к делам своих детей
Анализируйте с детьми причины их удач и неудач
Поддерживайте ребенка, когда ему нелегко
Старайтесь не ограждать подростка от трудностей
Научите преодолевать трудности
Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, обязательно отмечая продвижение вперед
Постоянно контролируйте ребенка, но без гипер опеки по принципу: «Доверяй, но проверяй!»
Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактуализации (развитие собственной личности)
Информируйте своего ребенка о границах материальных потребностей и напоминайте, что духовные потребности должны развиваться постоянно
Замечайте любое положительное изменение в развитии личности ребенка
Рассказывайте ребенку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте
Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами)
Помните, что только личным примером можно что-то изменит в лучшую сторону, т.к. самоактуализация передается от родителей к детям. У творческих родителей всегда неординарные дети.
Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии
Советуйте ребенку следить за своей внешностью: одеждой, прической, личной гигиеной
Ни в коем случае не запрещайте подростку отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек, чтобы избежать недоверия между вами.
Воспитывайте естественное отношение к проблемам взаимоотношения полов, простое, здоровое, которое позволит создать в будущем нормальную семью.
Чаще рассказывайте своим детям о том, какие у Вас были взаимоотношения с противоположным полом в 14-15 лет, делая акцент на благородстве, культуре чувств, уважении друг к другу, ответственности друг за друга.
Вашему ребенку будет интересно узнать, как познакомились его родители, как развивались из отношения.
Помните: недоверие оскорбляет!!!
Следите за тем, какие книги читает Ваш ребенок, какие фильмы смотрит. Постарайтесь оградить его от тех, которые могут вызвать приступы агрессии или девиантного поведения.
Будьте всегда для своего ребенка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей (им) мамой (папой)
Памятка
«Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удовольствием?»
-Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
-Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
-Вспомните, сколько раз вы сидели с ребенком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребенка неправильные приемы работы и показали ему правильные?
-В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить ее, не обсуждая все подробности с ребенком.
-Следите, чтобы ваш ребенок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребенок на уроке – грустное зрелище.
-Пусть ваш ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
-Читайте сами, пусть ребенок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
-Учите ребенка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребенок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
-Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребенку приятно, если его школа станет частью вашей жизни. В школе ваш ребенок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не потерять веры в себя.
Памятка для родителей
-Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
-Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
-Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
-Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
-Не пропускайте момента, когда наступит первый успех.
-Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
-Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
-Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
-Воспитание – это последовательность целей.
-Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Родительский университет Профилактика правонарушений среди подростков
(для законных представителей 7-ых классов)
«Не из страха, а из чувства долга должно воздержаться от дурных поступков». Демокрит
Цель – повышение компетентности законных представителей по вопросам профилактики правонарушений среди подростков.
Форма проведения: вебинар.
Ход занятия
- Актуальность темы
- Теоретическая часть. Вопросы:
- Обозначение понятия правонарушение. Виды правонарушений.
- Отклоняющие поведения подростка и его стадии.
- Условия формирования отклоняющего поведения.
-
- Обозначение понятия правонарушение. Виды
правонарушений.
Проблема подростков-правонарушителей в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. К сожалению, не каждый подросток, осознает какие совершаемые им противоправные деяния ведут к тяжелым и трудно-исправимым последствиям.
Что такое правонарушение?
Правонарушение — это виновное поведение право дееспособного лица, которое противоречит предписаниям норм права, причиняет вред другим лицам и влечет за собой юридическую ответственность.
Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).
Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).
Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.
В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско- правовую.
- Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный
строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.
- Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.
За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
- Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
- Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
2. Отклоняющие поведения подростка и его стадии
Профилактическая работа с обучающимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики, то есть создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей: выявление учащихся, склонных к нарушению морально-правовых норм, изучение педагогами индивидуальных особенностей таких школьников и причин нравственной деформации личности, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у обучающихся определенного возраста, использование возможностей ученического самоуправления, вовлечение в проведение школьных мероприятий, работа с неблагополучными семьями.
Вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям.
Выделяют следующие стадии отклоняющегося поведения подростков:
- неодобряемое поведение – поведение, связанное с шалостями озорством, непослушанием, непоседливостью, упрямством;
- порицаемое поведение - поведение, вызывающее более или менее осуждение окружающих, педагогов, родителей (эпизодические нарушения дисциплины, случаи драчливости, грубости, дерзости, нечестности);
- девиантное поведение - нравственно отрицательные действия и поступки, принявшие характер систематических или привычных (лживость, притворство, лицемерие, эгоизм, конфликтность, агрессивность воровство и т. д.);
- предпреступное поведение - поведение, несущее в себе зачатки криминального и деструктивного поведения (эпизодические умышленные
нарушения норм требований, регулирующих поведение и взаимоотношения людей в обществе, хулиганство, избиения, вымогательство, распитие спиртных напитков, злостные нарушения дисциплины и общепринятых правил поведения и т. д.);
- противоправное или преступное поведение - поведение, связанное с различными правонарушениями и преступлениями.
Признаками проблемных детей могут являться:
- Уклонение от учебы вследствие:
- неуспеваемости по большинству предметов;
- отставания в интеллектуальном развитии;
- ориентации на другие виды деятельности;
- отсутствия познавательных интересов.
- Низкая общественно-трудовая активность:
- отказ от общественных поручений;
- пренебрежительное отношение к делам класса;
- демонстративный отказ от участия в трудовых делах;
- пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.
- Негативные проявления:
- употребление спиртных напитков;
- употребление психотропных и токсических веществ;
- тяга к азартным играм;
- курение;
- нездоровые сексуальные проявления.
- Негативизм в оценке действительности.
- Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:
- грубость;
- драки;
- прогулы;
- пропуски занятий;
- недисциплинированность на уроках;
- избиение слабых, младших;
- вымогательство;
- жестокое отношение к животным;
- воровство;
- нарушение общественного порядка;
- немотивированные поступки.
- Отношение к воспитательным мероприятиям:
- равнодушное;
- скептическое;
- негативное;
- ожесточенное.
3. Условия формирования отклоняющего поведения.
Почему формируется такое поведение? Что влияет на подростков?
- Неблагоприятные условия семейного воспитания.
Для ребенка самый действенный образец это его родители. Асоциальное (поведение, противоречащее общественным нормам и принципам) поведение родителей: систематическое пьянство, скандалы, разврат, проявление жестокости.
- Недостаточное внимание и любовь со стороны родителей. Ухоженный, вовремя накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие ребята особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.
- Гиперопека. Нет свободы выбора у ребенка, так как родители боясь, чтобы их детине наделали ошибок, не дают им жить, все стараются решить за них. Следствие - инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка.
- Чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие все новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивови желаний чисто потребительского характера.
- Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, нередко толкая детей на преступления.
- Подведение итогов
Памятка для родителей
УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!
Если вы – человек, который живет не только прошлым, но и настоящим, при этом старается заглянуть в будущее, послушайте наши советы.
- Помните, что ваша семья и ваш ребенок – это самая большая ценность вашей жизни!
- Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте её в списке своих «больших и важных» дел на «потом».
- Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения с работы было максимально интенсивным.
- Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.
- Интересуйтесь не только отметками в дневнике, постарайтесь оценить и узнать его душевное состояние, впечатление от прожитого дня, от общения с друзьями и сверстниками.
- Если есть немного свободного времени, потратьте его на то, чтобы познакомиться и пообщаться с друзьями вашего ребенка.
- Не тратьте вечера на телевизор, необязательные телефонные звонки, лучше обнимите своего ребенка и пошепчитесь с ним о самом важном, дорогом и сокровенном и для него, и для вас!
- Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваш ребенок.
- Изучайте своего ребенка, знакомьтесь с его внутренним миром вовремя, бойтесь опоздать!
- Будьте внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
- Не обрывайте своего ребенка на полуслове, спешите выслушать его.
- Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
- Опасайтесь получения информации вашим ребенком из чужих уст.
- Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
- В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.
- Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными способами, если он в этом нуждается.
- Никогда не забывайте о том, что своему ребенку нужно доверять.
- Не отталкивайте своего ребенка и не отмахивайтесь от него, дайте ему возможность обнять вас, прижаться к вам. Это дает ему эмоциональный заряд на новый день, новые встречи, дает ощущения счастья и уверенности в завтрашнем дне. Не лишайте его этой радости!
- Дайте своему ребенку понять, что он вам необходим, что он не обуза, а радость, как бы трудно материально и морально вам в жизни не было.
- Помните! Лишая своего ребенка радости общения с вами сегодня, вы лишаете себя общения с ним в старости!
Помните – бумерангу свойственно возвращаться!
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ
Уважаемые родители!
Именно Вы в первую очередь закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у своего ребенка или выпив туже бутылку пива или иного горячительного напитка, разговаривая при этом используя нецензурные слова. Именно Вы поднимаете руку на супругу, невольно формируя у подростка пренебрежительное отношение к женщине. Именно Вы грубо разговариваете со стариками в семье, забывая о том, что рано или поздно сами будете стариками, и Ваши дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми, и это будет плодами Ваших рук.
Ребенок – это губка, которая в себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь они положительными или отрицательными.
Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных факторов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически запущенные подростки.
В ряде исследований отмечается, что для подростков – правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, нечуткость, агрессивность и т.п.
Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия: отсутствие нормальной нравственной среды в семье очень часто воспитывает эгоцентризм и другие негативные качества. Весьма часто такое искажение нравственной атмосферы бывает связано с алкоголизмом родителей или родственников, их аморальным поведением и т.д. Однако нередки случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.
Как правило, для трудновоспитуемых подростков характерно отрицательное отношение к учебе, которое, в конечном счете, противопоставляет их коллективу класса, школы, училища и т.п. Начало этого противопоставления лежит в мотивах учебной деятельности.
Если для большинства детей в учебном процессе преобладают познавательные мотивы, то для проблемных подростков в этом же процессе преобладает мотив принуждения. Это усугубляет конфликтные отношения неуспевающего подростка с коллективом класса и педагогами, порождая в его поведении явления негативизма и бравады.
Подростковый возраст (11-13, 14-15 лет) является переходным. Подростки этого возраста, как правило, школьники они находятся на иждивении родителей или государства, их ведущей деятельностью является учеба. В такой период появляется чувство взрослости, самостоятельности, а отсюда уже и конфликты с другими, окружающими его людьми.
Личность трудного подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации и отражает пробелы и недостатки в трех основных сферах его воспитания: в семье, в школе (средние проф. учебные заведения) и на производстве. С другой стороны, на личность трудного ребенка, как правило, излишне большое влияние оказывает особая сфера — улица, двор, «уличная группа с отрицательной направленностью.
Эффективная профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних предполагает целый комплекс мероприятий как социально-педагогического, так и медико-педагогического характера, направленных на оздоровление среды, на лечение и коррекцию поведения несовершеннолетнего правонарушителя. Если для одной части подростков и молодежи средством активного самоутверждения служат иногда преступления, то для других оказывается предпочтительнее уход от чуждого, не понимаемого ими мира в алкоголь, наркотики, суицидальное поведение.
И помните: ребенок в первую очередь учится тому, что видит у себя дома, родители ему пример.
мер.
ГУО «Жукневская базовая школа»
Выступление
на родительском собрании
«Возрастные особенности семиклассников»
(с презентацией)
Подготовила:
Классный руководитель
ГУО «Жукневская
базовая школа»
Лазоренко Т.В.
2024
Возрастные особенности семиклассников
Седьмой класс – это время полового созревания и ускорения физического развития. Этот период - время больших возможностей и больших опасностей. Ребенок как бы заново знакомится с собой, что во многом связано с происходящими физическими изменениями, ощущениями собственных новых возможностей.
В седьмом классе возникают первые влечения (часто неосознанные), новые переживания, потребности и интересы. Возникает желание любить и быть любимым, появляется особый новый интерес к этой сфере человеческих отношений.
Наиболее частыми в этот возрастной период являются жалобы родителей на чрезмерное внимание подростков к своей внешности. Нередко именно поведение взрослых, их нежелание понимать закономерность происходящего с их детьми рождает глубокие, серьезные переживания у подростков, создает основу для их конфликтов со взрослыми.
Проблема внешности – одна из самых важных и болезненных для подростка. И чаще всего он своей внешностью недоволен. Подлинные или мнимые недостатки внешности – неуклюжесть, избыточный вес, слишком короткий или слишком длинный рост, прыщи и т.п. – все это основания для очень тяжелых переживаний подростков. Особенно тяжелы они потому, что им кажется, что так будет всегда – эти недостатки будут сопровождать их теперь всю жизнь.
Внешность – чрезвычайно значимая часть Я – всегда открыта для оценки со стороны окружающих, и подросток постоянно ждет с их стороны отрицательной оценки. С этим связана особая подростковая застенчивость. Сравнение себя с другими – это основной механизм развития самооценки подростка, и в этот период он особенно значим и силен.
Сильные отклонения в физическом развитии от бытующего среди подростков «стандарта» относятся к факторам риска. Такие подростки, подвержены неблагоприятным влияниям, у них чаще формируется негативная самооценка, негативная Я-концепция, отмечается большая зависимость от окружения – в формах подчинения ему или бунта против него.
Главная задача взрослых в этот период – сделать так, чтобы подросток понимал, что с ним происходит, и осознанно решал встающие перед ним проблемы. В этом возрасте важно укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, самоуважения, развить представление о себе, помочь ему улучшить отношения со сверстниками своего и противоположного пола.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Каковы же основные особенности данного возраста?
Важнейшим содержанием психического развития подростков является развитие самосознания (интерес к собственной личности, выявление своих возможностей и их оценка)
Центральным новообразованием этого возраста является возникновение чувства взрослости
Происходит сознательное усвоение ценностей и норм поведения.
В подростковом возрасте происходит изменение характера познавательной деятельности: появляется способность к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений, формируется способность самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать относительно глубокие выводы и обобщения развивается способность к абстрактному мышлению, интенсивное развитие произвольной памяти.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность (у ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе).
В этом возрасте подросток весьма подражателен, что может привести его к ошибочным и даже к аморальным представлениям и поступкам.
Если хотите, чтобы подростковый возраст прошел без осложнений, следует соблюдать следующие требования:
- У подростка очень хрупкий организм, он может часто болеть, у него обостряются хронические заболевания. Надо помочь организму справиться с перестройкой. Для этого строго следите за соблюдением режима дня. Не позволяйте злоупотреблять острой пищей, пить много кофе, есть много шоколада (это крайне вредно для подростка).
- Подростки много времени проводят в праздности: часами болтают по телефону, смотрят телевизор, круглосуточно слушают громкую музыку. Научите ребенка дорожить своим временем. Норма просмотра телепередач в этом возрасте – 60 минут в день, а для возбудимых детей и того меньше.
- Самое важное для ребенка – общение. Разговаривайте с ним каждый день, обсуждайте, что интересного произошло в течение дня. Не выпытывайте у него информацию, лучше организуйте диалог, расскажите о своих проблемах, таким образом, подавая ребенку пример самораскрытия. Чаще обсуждайте с ним разные вопросы семейной жизни.
- Старайтесь не ругать подростка в случае неудачи. Помогите ему разобраться в причинах случившегося.
- Чаще хвалите ребенка и проявляйте любовь, не забывайте о тактильном контакте (обнимайте, целуйте).
- Учитывая, что главное новообразование возраста – чувство взрослости, расширяя обязанности подростка, не забывайте расширять его права.
- Приучайте подростка к систематическому труду. У него обязательно должны быть обязанности по дому.
- Создайте дома обстановку нетерпимости к курению и употреблению алкоголя, тогда и у ребенка не появятся подобные вредные привычки.
- Обязательно организуйте систематические занятия спортом. Следите за тем, чтобы ребенок посещал уроки физкультуры, помогите ему выбрать спортивную секцию.
- В случае появления у ребенка необычной манеры поведения проанализируйте причины ее появления, при необходимости обратитесь к психологу.
Остановимся подробнее на основных задачах развития в этот период:
- формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
- формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
- формирование интереса к другому человеку как к личности;
- развитие интереса к себе как к личности, формирование первых навыков самоанализа;
- развитие чувства взрослости;
- развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов их взаимопонимания;
- развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям;
- формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с половым созреванием.
Особенность, черта характера |
Положительное проявление |
Отрицательное проявление |
Воспитательное воздействие |
1. Появление чувства взрослости |
Стремление делать что-то значимое, социально поощряемое |
Копируются чисто внешние признаки взрослости (курение, употребление алкоголя) |
Поощрять проявление общественно одобряемых черт взрослости. |
2. Начало "ценностного конфликта" |
Отстаивание собственного понимания взглядов на мир. |
Обличение взрослых в том, что они сами не следуют нормам, которые провозглашают. |
Соблюдать принципы справедливости, объяснять требования детям. |
3. Новый период в нравственном развитии |
Становятся значимыми ценности, выходящие за рамки его жизни (справедливость, искренность, свобода, любовь). |
Ребенку важнее говорить о ценностях, принципах, чем претворять их в жизнь. |
Взрослые должны отстаивать свою точку зрения, но очень доброжелательно и аргументированно. |
4.Потребительское отношение к взрослым. |
Желание проверить равенство прав со взрослыми. |
Расширение своих прав и сужение своих обязанностей. |
Не снижать требований, объясняя их разумность. Но помогать ребенку выполнять эти требования (он должен чувствовать безопасность). |
5. "Право на родителей" |
Хотят получить подтверждение того, что их по-прежнему любят. |
Становятся капризными, требовательными, хотят новых проявлений родительской любви. |
Учить детей различию в способах выражения чувств между взрослыми и детьми, чужими и близкими. |
6. Недостаточный опыт общения |
Ложь, агрессия, замкнутость, вызванные неспособностью объяснить свое поведение. |
Совместный анализ поступков ребенка, выражение понимания. |
|
7. Развитие самооценки |
Ребенок начинает ориентироваться на реальные достижения. |
Выявляется группа ребят, не считающих себя способными ни к одному предмету. |
Помочь найти сферу, в которой ребенок будет успешным. Использование "эффекта Розенталя". |
8. Потребность говорить о себе. |
Отсутствие рефлексии и достаточного словарного запаса, описывающего чувства. |
Дать возможность говорить о себе, своих удачах и неудачах. |
|
9. Учение обретает личностный смысл. |
Формируется интерес к какой-либо деятельности. |
Отсутствие учебной мотивации. |
Создание классов, групп по уровням обучения, по интересам. Занятия научной работой. |
10. Познавательная активность |
Пик любознательности Формирование устойчивых интересов. Мода на интересы. |
Неустойчивый характер интересов, отрицание того, что их главный труд - учеба |
Формировать воспитывающую образовательную среду. Окружающие подростка люди должны быть увлеченными, но не насаждать свои интересы детям. |
11. Формирование понятийного мышления |
Формируется научный язык, умение логически мыслить |
Непонимание значения самых распространенных слов. |
Давать определение понятий, добиваться полного понимания. |
Возможные нарушения в развития личности в подростковом возрасте.
"Аффект неадекватности" – искажение самооценки, при котором человек видит только свои успехи, неудачи не замечаются и не анализируются.
"Дефицит успеха" - ребенок считает успех случайным, не верит в свои силы.
"Задержка развития интеллекта", но возможен "эффект внезапного пробуждения интеллекта" – резко и быстро сформировавшаяся мотивация учения.
Об этом возрасте Л.Выготский писал: "Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка является проблема интересов в переходном возрасте. Все психологические функции человека на каждой ступени развития действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые сложившимися в подростковом возрасте стремлениями, влечениями, интересами."