Внеклассное мероприятие
по правилам дорожного движения
«Добрый друг - дорожный знак»
Участники
1 ведущий
2 ведущий
Светофор
Бармалей и Разбойники
Сказочница
Иван
Девушка
Постовой ГАИ
Учащиеся начальных классов читают стихи
Оборудование
Таблицы по ПДД
Задания Светофора и Постового ГАИ
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы расскажем вам о правилах дорожного движения. Мы с вами побываем в сказке, послушаем стихи и песни. Слушайте внимательно, чтобы узнать много интересного.
Итак, в путь!
1 ведущий: Новой сказки чудеса.
Лучше нет которой.
С ней пройдём мы сквозь леса,
Сквозь моря и горы.
2 ведущий: Начинается она.
Вы слыхали, дети? –
Светофория страна
Есть на белом свете.
1 ведущий: Разный там живет народ:
И шофёр, и пешеход...
2ведущий: Управляет той страной
Светофор великий,
Чтобы не было какой
Там неразберихи.
1 ведущий: Есть у этого царя
(Вам секрет откроем сразу)
Три сокровища . Не зря
Бережёт их пуще глаза.
2 ведущий: Три заветные вещицы-
Три волшебных огонька.
Красный, жёлтый и зелёный
Не прожить без них и дня.
1 ведущий: Хоть машин в стране его
Огромное количество.
Но там порядок и покой...
2 ведущий: А вот его Величество.
Входит Светофор, поёт песню на мотив «Песенки Крокодила Гены»
Пусть бегут неуклюже
Пешеходы по лужам,
А машины снуют там и гут.
Ясно всем, даже детям.
Что за чудо им светит,
Что меня Светофором зовут.
А я стою на перекрёстке.
Самый главный я в стране.
Королевского я роста.
Подчиняются мне все.
Здравствуйте, ребята! Я пришёл к вам в гости и принёс вам загадки о разных машинах.
Этот конь не ест овса.
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём.
Только лучше правь рулём.
(велосипед)
Там, где строят новый дом.
Ходит воин со щитом,
Где пройдёт он, станет гладко.
Будет ровная площадка.
(бульдозер)
Он работает на стройке,
Поднимает грузы бойко.
Однорукий великан.
Это наш... (подъёмный кран)
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Преогромнейший сугроб.
(снегоочиститель)
К нам во двор забрался крот
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет.
Без лопаты он копает.
(экскаватор)
А для этого коня еда-
Бензин и масло, и вода.
На лугу он не пасётся
По дороге он несётся.
(автомобиль)
1 ведущий:
А знаете ли вы, ребята, что первый в мире уличный светофор появился в Англии в городе Лондоне. Установленный перед зданием английского парламента, первый светофор был механическим, то есть цветные сигналы менялись вручную. Для этого рядом всегда дежурил полицейский. Перед тем как ввести светофор в действие, в газетах Лондона были опубликованы подробные правила, из которых люди узнали, что значит зелёный свет, а что красный.
2 ведущий:
Вскоре устройство оборудовали газовым фонарём для того, чтобы смена цветов была видна и ночью. Но это новшество только повредило светофору. Однажды светофор взорвался и тяжело ранил полисмена. С тех пор история светофора прервалась на 50 лет. Новое рождение светофора произошло в американских городах Кливленде, Чикаго и Нью-Йорке. Светофоры стали электрическими и опять имели только 2 цвета - красный и зелёный. Жёлтый цвет появился позже.
1 ведущий:
В Москве первый в России светофор был установлен в 1924 году в Москве на пересечении улиц Кузнецкий мост и Петровка.
Входят Бармалей и Разбойники под музыку из мультфильма «Бременские музыканты».
Бармалей:
Маленькие дети, ни за что на свете
Правила движенья выполнять не смейте!
На дорогах вовсе не будьте осторожны.
Что вы хотите, всё будет можно!
Разбойник 1:
Ты на красный свет иди,
На зелёный - стой.
Ну, а если жёлтый впереди -
Ты беги трусцой.
1 ведущий:
Что за чушь? Как вам не стыдно?
Правил он не знает, видно!
Дети вам узнать помогут,
Как переходить дорогу.
На какой свет можно переходить дорогу, ребята? А что означает красный свет? А жёлтый?
Разбойник 2:
Ваши головы забиты настоящей ерундой.
Вы про правила забудьте - вот совет простой!
Мяч бери - и на дорогу
И в футбол там поиграй!
Там машин бывает много.
Ты машинам пас давай!
Разбойник 3:
Если с горочки зимой
Хочешь прокатиться.
На дорогу выезжай-
Это клёво, братцы!
2 ведущий:
Нет, ну это слишком!
Бармалей:
Эй, девчонки и мальчишки!
А к прицепу прицепиться,
С ветерочком прокатиться
Кто-то пробовал из вас?
Нет? Ну, это ж просто класс!
1 ведущий:
Больше слушать не желаем!
Правила без вас мы знаем!
2 ведущий:
Ребята!
Можно прямо па дороге
Поиграть с мячом немного?
1 ведущий:
Ну, а с горки на дорогу
Можно съехать?
Бармалей:
Ради бога!
2 ведущий:
Ну, а если съехать что ж?
Под машину попадешь!
1 ведущий:
А к прицепу прицепиться.
Это, дети, нам годится?
2 ведущий:
Можно сразу очутиться
В лучшем случае в больнице!
Разбойники:
Вот это да! А мы и не знали!
1 ведущий
Вот что, друзья, садитесь к ребятам и послушайте, что мы вам расскажем. Вам это пригодится!
( Разбойники проходят и садятся к детям)
2 ведущий:
Мы все живём сегодня в век скоростей, в век научно-технического прогресса. По современным дорогам мчатся скоростные автомобили, в воздухе летят сверхзвуковые лайнеры и космические корабли, по морям и океанам плывут быстроходные суда. Все вокруг торопятся и спешат.
1 ведущий:
Одна секунда... Много это или мало? Для пешехода одна секунда - пустяк, шаг шагнуть. А для водителя секунда - вещь весьма серьёзная. За 1 секунду машина, идущая со скоростью 60 км/ч, проезжает 16 м, а со скоростью 80 км/ч уже 22 м.
2 ведущий:
Как порой бывает: машина совсем близко, а мы перебегаем дорогу. Нам и невдомёк, что водитель не успеет вовремя остановиться. Автомобиль движется юзом даже тогда, когда нажаты тормоза. А на ледяной дороге машина остановится только через 400 метров.
Помните об этом! Берегите свою жизнь!
1 ведущий:
Давайте посмотрим, что случается, если кто-то не хочет выполнять правила дорожного движения.
Сказка.
Сказочница:
Молодец с роднёй простился,
В путь-дорогу снарядился,
А мамаша у окна
Ждёт-пождёт с утра до ночи.
Смотрит в поле,
Инда очи разболелись глядючи...
Что ж не едешь ты. Иван?
Или в деле есть изъян?
Или просто задержался?
Или там на чём попался?
Иван изображает езду по дороге, останавливается около девушки
Девушка:
Здравствуй, добрый молодец!
Иван:
Здравствуй, красна девица, садись - подвезу!
Девушка:
А ты, добрый молодец, правила дорожного движения знаешь?
Иван
Знаю, знаю! Садись ко мне скорее.
Девушка:
Ну, а это какой знак?
Иван:
Это? Это мы с Петькой с урока истории убегаем.
Девушка:
Неправильно! Это знак «Осторожно, дети»
А этот?
Иван:
Это «Осторожно, кирпич на голову упадет»! Девушка:
Ну и ну! А ещё в тридесятое царство подвезти хочет. Нет тебе туда дороги.
Иван:
Не тужи, душа моя.
Обойдусь без правил я.
Иван «едет» и врезается в дверь. Раздаётся звук аварии.
Девушка:
Вот беда!
Сказочница:
Ветер по полю гуляет.
Мчался с шумом день-деньской
По дороге столбовой
Машины.
Входит Иван, рука и нога забинтованы.
Иван:
Думал я, мне всё сойдёт-
Вышло всё наоборот.
Жигулёночек разбил-
Сам в больницу угодил!
2 ведущий:
Вот видите, ребята, что бывает с людьми, которые не знают дорожные знаки. А ведь они очень важны.
1 ведущий:
Первые дорожные знаки на Руси возникли в 17 веке при царе Алексее Михайловиче. Недалеко от Москвы, в селе Коломенском, он построил себе сказочной красоты дворец. Царь часто приезжал туда на отдых и охоту. И вот между Москвой и Коломенским он велел поставить через каждую версту высокие полосатые столбы.
2 ведущий:
Кто из вас знает, что такое ВЕРСТА? Это старая русская мера длины, равная 1,06 км. Каждому прохожему и проезжему они были видны издалека. Сколько проехали вёрст от столицы до загородного дома в Коломенском? Ответить на этот вопрос груда не составляло: достаточно было подсчитать количество верстовых столбов.
1 ведущий:
Позже такие столбы поставили и на других дорогах. Добрую службу они сослужили путникам, а в ночное время, в метель помогали находить дорогу. И по сей день стоят на дорогах их потомки, только теперь их зовут километровыми указателями.
2 ведущий:
А сейчас давайте поговорим о современных дорожных знаках.
Знаки важные дорожные-
Компас взрослых и ребят!
Будьте, будьте осторожны!
Уважайте каждый знак!
Дети читают стихи о дорожных знаках (рисунки знаков держат в руках)
Школьница и школьник
Забежали в треугольник,
Все водители на свете
Понимают - это дети.
Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь поставил.
Моя проблема решена.
Стоянка здесь разрешена.
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма
И ходить опасно прямо.
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.
В этом месте, как ни странно.
Ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя
Что за место здесь такое?
Что за знак такой висит?
Стоп - машинам он велит.
Пешеход - идите смело
По полоскам чёрно-белым.
Если нужно вызвать маму,
Позвонить гиппопотаму,
По пути связаться с другом
Телефон к твоим услугам.
Ната с куколкой в тревоге:
Нужен доктор им в дороге.
Не смотрите грустным взглядом
Помощь близко! Доктор рядом!
Видишь знак? Его значенье –
Двух дорог пересеченье.
Равнозначны две подружки,
Две дороженьки- резвушки .
1 ведущий:
Это только маленькая часть дорожных знаков. Всего их существует более 150.
2 ведущий:
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Надо лучше знаки знать,
Надо знаки уважать!
1 ведущий:
А теперь поговорим о других правилах дорожного движения.
Дети читают стихи:
Раз пришли мы в первый класс
И спросила кроха:
Что такое хорошо?
Что такое плохо?
Это вовсе не секрет.
Слушайте, детишки:
Как-то на велосипед
Сел один мальчишка.
По дорогам, по дворам
Он пронёсся пулей,
Испугал детей он там.
Сбил одну бабулю.
Мчится он на красный свет,
Тормозить не хочет!
И тогда вопросов нет
Хором: ЭТО ПЛОХО ОЧЕНЬ!
А другой - велосипед
Водит осторожно.
Только на зелёный свет
Едет по дорожкам.
И дорогу перейти
Малышам поможет
Про такого скажем мы
Хором: МАЛЬЧИК ОН ХОРОШИЙ!
Учащиеся 3 класса исполняют частушки о ПДД.
2 ведущий:
Всем, кто любит погулять,
Всем без исключенья
Нужно помнить.
Нужно знать
Правила движенья.
Дети читают стихи:
И проспекты, и бульвары -
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут шалить, мешать народу
ЗА - ПРЕ - ЩА - ЕТ - СЯ!
Быть примерным пешеходом
РАЗ -РЕ - III А - ЕТ - СЯ!
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ.
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперёд.
Ехать зайцем, как известно,
ЗА - ПРЕ - ЩА - ЕТ - СЯ!
Уступить старушке место
РАЗ -РЕ - III А - ЕТ - СЯ!
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди.
Через шумный перекрёсток
Осторожно проходи.
Переход при красном свете
ЗА - ПРЕ - ЩА - ЕТ - СЯ!
При зелёном свете он
РАЗ -РЕ - III А - ЕТ - СЯ!
1 ведущий:
Ребята! А кто поможет пешеходам и шофёрам, если вдруг сломался светофор?
Это постовой ГАИ.
Входит Постовой ГАИ.
И если поломался светофор –
Предотвратит событие неприятное
И устранит на улицах затор
Простой инспектор с жезлом полосатым.
Я на посту стою и день, и ночь,
В жару, в метель, в туман и непогоду,
В беде любой всегда готов помочь
Водителям и просто пешеходам.
Инспектора работа непроста –
Остановить я должен нарушителя.
Не покидаю своего поста
В фуражке форменной и сером кителе.
Задания Постового ГАИ:
1 .Расшифровать предложение (на доске)
2. Ответить на вопросы о ПДД по кадрам видеофильма.
1 ведущий:
Век наш темпы набирает,
И недаром говорят,
Что от края и до края
Все спешат, спешат, спешат!
2 ведущий:
Улица трудится
В любое время года,
Улица любуется
Хорошим пешеходом!
1 ведущий:
Над нею светофоры
Приветливо горят.
На ней рычат моторы
И что-то говорят.
2 ведущий:
Товарищи, водители и дети, и родители!
И все без исключения!
Учтите наше мнение, что
Требует дорога ВЗАИМОУВАЖЕНИЯ!
1 ведущий:
А в правилах дорожных
Всё сказано, друзья! Всё чётко:
То, что можно, и то, чего нельзя!
Выходят все участники представления.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ
2 ведущий:
И опять с тех давних пор
Царь великий Светофор
На посту своём стоит
И страной руководит.
1 ведущий:
Чтобы все без исключенья
Знали правила движенья,
И не только твёрдо знали.
Но и строго выполняли.
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
«БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ»
Классный час на тему: «Безопасность на дороге»
Цель:
Углубить знания учащихся о правилах дорожного движения.
Задачи:
1.Закрепить знания детей в области правил дорожного движения.
2. Развивать внимание, сообразительность, стремление повышать свои знания.
3.Воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Оборудование: презентация, видеофильмы, жетоны для подведения итогов.
Ход мероприятия:
1-6 Слайд: Безопасность на дороге!
Работа с выставкой.
Что это? (дорожные знаки)
Найдите знакомые знаки. (дети называют знаки).
Какие знаки вам неизвестны? (находят название по карточкам).
7Слайд: Какие слова приходят на ум, когда мы говорим…
Я по улице шагаю и стараюсь не спешить.
Я науку эту знаю, как по улице ходить.
Значит тема сегодняшнего мероприятия: безопасность на дороге.
Про безопасность на дороге мы сегодня с вами и повторим.
8 Слайд: Приветствие
Добро пожаловать в Дорожную академию. Девиз, с которым мы с вами отправимся в занимательное путешествие: “Дисциплина на улице - залог безопасности”. Чтобы сохранить здоровье и жизнь, вы должны строго соблюдать правила уличного движения. Они совсем не сложные. И сегодня мы с вами их вспомним.
10 Слайд . Город. Тротуар.
Посмотрите, как красиво выглядят города с высоты птичьего полета. Огромное количество дорог, как паутина висит над городом. Дорога всегда манит.
Задание по группам: Обсудите в своей группе где можно играть детям, запишите.(обсуждение)
Видеофильм. Где можно играть? (азбука безопасности на дороге, 3 серия)
-
На какие части делиться дорога? (На тротуар и мостовую. Мостовая для машин. Тротуар – для пешеходов).
Это было 200 лет назад. В столице Франции - Париже – построили новый театр. Богатые зрители ехали в каретах, бедные шли по той же дороге пешком. Неразбериха, толкотня, шум, гам. И многие театралы вместо зрительного зала попали в больницу. Нужно было срочно что-то придумать. Думали-думали и придумали! По обе стороны улицы, ведущей к театру, отгородили небольшие таблички, на которых написали… Что написали?
Дорога для пешеходов. Только написали по-французски. А по-французски дорога для пешеходов звучит ТРОТУАР.
-
Как нужно двигаться по тротуару? (держаться правой стороны)
Итак, по дорогам движется транспорт, а по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения. Их составили для того, чтобы не было аварий.
12Слайд: Виды транспортных средств
В зависимости от места передвижения весь транспорт делится на 4 большие группы. Какие? (воздушный, наземный, подземный, водный.)
13Слайд: История автомобиля
Знаете ли вы когда и при каких обстоятельствах появились первые автомобили?
Свыше 500 лeт тому назад один китайский богдыхан обратил внимание на цветок венчика ветреницы, который под воздействием ветра перекатывался по полю. Так появилось колесо. Первые деревянные, грубые повозки появились во 2-ом тысячелетии до н.э.
Мусколоход, паровая тележка, одноместный экипаж, велосипед, самодвижущийся экипаж, телега, трехколесный экипаж, самодвигающаяся коляска, карета, паровая машина, самокатка, педальний велосипед, электроцикл, бензиновый автомобиль, автомобили с дизельным топливом - вот какой непростой и долгий процесс создания того автомобиля, который мы видим в настоящее время.
Физминутка.
14-15 Слайд: Статистика
Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. Потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности
16 Слайд: Прогнозы
По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%. И этим Земля будет обязана странам с низким и средним уровнем доходов населения, где из-за плохих дорог, старых автомобилей и отсутствия водительской культуры рост смертности может достичь 83%.
17-19 Слайд: Причины ДТП
Мы должны уважать дорогу, чтобы дорога уважала вас. Зачем нам это? Ведь много детей погибает на дорогах.
Кто виноват в их смерти?
Виноваты сами дети. Дети не уважали дорогу, а дорога “отплатила” им за это. Дорога не терпит не послушания и забирает жизни. Причины ДДП. (Показаны в слайде) По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
-
Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест: 35-40%
-
Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору: 25-30%
-
Неподчинение сигналам светофора: 10-15%
-
Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара: -5-10%
Игра «Доскажи словечко» (закончи стихотворения)
Бурлит в движенье мостовая:
Бегут авто, спешат трамваи.
Вы будьте правилу верны-
Держитесь … (правой стороны).
У любого перекрестка
Вас встречает…(светофор)
И заводит очень просто
С пешеходом разговор.
Свет зеленый –…( проходи),
Желтый – лучше …(подожди).
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться…(опасно).
Иди через улицу там, пешеход,
Где знаком указан тебе…( «переход»)!
Чтоб приучить пешехода к порядку,
Разлиновали асфальт, как тетрадку,
Через дорогу полоски идут,
И за собой пешехода ведут.
Для пешеходов есть и подземные переходы.
Без промедленья машины снуют,
Улицу переходить не дают.
Ты осмотрись – под колеса не лезь,
Здесь переходы подземные есть!
В школе вы – ученики,
А в театре – зрители,
А в музее, в зоопарке –
Все мы посетители.
А коль на улицу ты вышел,
Знай, приятель, наперед:
Всех названий стал ты выше,
Стал ты сразу…(ПЕШЕХОД)
20 Слайд: Участники дорожного движения
Пешеход, шофер, пассажир — люди, от поведения которых зависит порядок на дорогах. Каждый из них имеет свои правила. Любой человек может быть и пешеходом, и водителем, и пассажиром, поэтому правила дорожного движения должны изучать и знать как взрослые люди, так и дети.
22 слайд Фильм Как безопасно переходить улицу.
2-6 Слайд: Дорожные знаки
Знание дорожных знаков так же важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов, в сложной дорожной обстановке. Назначение дорожных знаков легко запомнить. Запрещающие - круглые с красной каймой (Ассоциация с огнем) с белым, а некоторые с голубым фоном. Предупреждающие — треугольной формы, с красной каймой. Предписывающие, т.е. указывающие направление движения, минимальную скорость и т.д. — голубые круглые. Информационно — указательные знаки - они имеют различный фон: синий, зеленый, белый, желтый. Прямоугольные, квадратные, 6-угольные.
Виды дорожных знаков
Число знаков росло с каждым годом, начиная с 1909 года.
Знаки:
15.Пешеходный переход
16. Запрет движения на велосипедах
17. Дети на дороге
Правила использования велосипедов
Перебегать улицу перед приближающимся транспортом…
-
Цепляться за машины…
-
Играть на проезжей части … ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
Фильм: Катание на велосипедах.
ВИКТОРИНА
-
Как называется любой человека, находящийся на дороге? (Лицо).
-
Как называется устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов и оборудования? (Транспортное средство).
-
Как называется лицо, управляющее каким-либо транспортным средством? (Водитель).
-
Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем? (Пассажир)
-
Как называется полоса земли с поверхностью искусственного сооружения, используемая для движения транспортных средств и пешеходов? (Дорога)
-
Как называется лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на нем работу? (Пешеход).
-
Как называется лицо, передвигающееся в инвалидной коляске без двигателя по дороге? (Пешеход)
-
Какое немеханическое транспортное средство человек может вести руками по дороге, чтобы приравниваться к пешеходу? (Велосипед)
-
Какое механическое транспортное средство может вести по дороге лицо, чтобы его можно было приравнять к пешеходу? (Мотоцикл)
-
Какое устройство может применять на дороге пешеход для перевозки груза своими силами? (Тележка)
-
Какое устройство может использовать пешеход для перевозки в теплое время детей и лиц с ограниченными возможностями? (Коляска)
-
Как называется лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения и непосредственно осуществляющие указанное регулирование? (Регулировщик).
-
Каким знаком обозначается транспортное средство спереди и сзади, используемое для перевозки детей, показать. (Дети)
“Составление азбуки улиц и дорог”. Я называю буквы алфавита, а вы должны на каждую букву назвать слова, связанные с автомобилем и правилами дорожного движения.
Памятка
-
Умей не только видеть, но и слышать улицу.
-
Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)
-
Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.
Чтоб жить, не зная огорченья,
Чтоб бегать, плавать и летать,
Ты должен правила движенья
Всегда и всюду выполнять!
Во всех странах мира дети стараются никогда не нарушать Правила дорожного движения, потому что правильное поведение на дорогах - показатель культуры человека!
Какой можем сделать вывод? В любом деле нужно выучить правила безопасности.
Родительское собрание
на тему «Безопасность на дороге»
Цель: организация совместной деятельности родителей и учителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры участников дорожного движения.
Задачи:
Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД - самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.
Обратить внимание на психологический аспект проблемы.
Познакомить родителей с методами обучения детей ПДД,
Предварительная подготовка к собранию:
Учащиеся за неделю до проведения собрания заполняют анкету по ПДД. Изготовление памяток для родителей по ПДД.
План проведения собрания.
-
Актуальность выбранной темы
-
Результаты анкетирования учащихся.
-
Рекомендации родителям по обучению детей ПДД.
-
Памятка для родителей по ПДД.
Ход собрания:
1. Актуальность выбранной темы.
Хотите ли вы, не хотите ли…
Но дело, товарищи, в том,
Что прежде всего – вы родители,
А все остальное – потом!
Необходимость собрания по правилам дорожного движения продиктована самой жизнью. Страшная статистика детской смертности и повреждения здоровья в результате ДТП на дорогах просто ужасает.
А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.
На этом собрании мы поговорим о том, что родители могут сделать, чтобы обезопасить своего ребёнка на дороге.
Прежде всего, родителям следует понимать, что эта задача — обезопасить своего ребёнка на дороге — принципиально нерешаема.
Во-первых, любое перемещение на транспорте (да и на своих ногах) сопряжено с опасностью, и вероятность случиться непредвиденному всегда отличается от нуля. Это сказано вовсе не затем, чтобы испугать родителей, а как раз наоборот, привлечь их внимание к тому, что заботиться о детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда.
Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге.
Поэтому, следует своевременно научить детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и осмотрительными. А родителям - не совершать самую распространенную ошибку– действия по принципу «со мной можно». Если Вы показываете ребенку на собственном примере как перебежать на красный, будьте уверены, оставшись один, он попытается повторить этот трюк. Уважаемые родители! Помните, если Вы нарушаете Правила, ваш ребенок будет поступать так же! В наших силах сформировать навыки безопасного поведения на дорогах, воспитать сознательного и грамотного пешехода, ответственного за жизнь и здоровье участников дорожного движения.
Недавно было проведено анкетирование с вашими детьми по правилам дорожного движения.
3. Результаты анкетирования учащихся.
(Общий анализ по каждому вопросу анкеты; знакомство родителей с анкетой своего ребенка для последующей работы по рекомендациям)
4. Рекомендации родителям по обучению детей ПДД.
Позвольте ещё раз напомнить вам основные правила, которые должен знать ребенок:
1. Основные термины и понятия правил.
2. Обязанности пешеходов.
3. Обязанности пассажиров.
4. Регулирование дорожного движения.
5. Сигналы светофора.
6. Предупредительные сигналы.
7. Движение через железнодорожные пути.
8. Движение в жилых зонах и перевозка людей.
9. Особенности движения на велосипеде.
Помните! Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.
Чтобы ваш ребёнок не создал опасную ситуацию на дорогах, он должен уметь:
• наблюдать за дорогой;
• правильно оценивать дорожную обстановку во всей ее изменчивости;
• видеть, слушать, предвидеть, избегать опасность.
Наблюдать за дорогой.
1. Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям.
2. Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность.
3. Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину издалека. Научите его всматриваться вдаль.
4. Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
5. Учите ребёнка смотреть. До автоматизма должна быть доведена привычка осматривать улицу в обоих направлениях прежде, чем сделать первый шаг с тротуара на проезжую часть. Особенно внимательно надо осматривать улицу, когда на противоположной стороне находится родной дом, знакомые или когда ребёнок переходит улицу вместе с другими детьми - именно в этих случаях легко не заметить машину.
Правильно оценивать дорожную обстановку
Главная опасность - стоящая машина.
Почему? Да потому, что заранее увидев приближающийся автомобиль, пешеход уступит ему дорогу. Стоящая же машина обманывает: она может закрывать собой идущую, мешает вовремя заметить опасность.
Правило № 1.
Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих машин. В крайнем случае, нужно осторожно выглянуть из-за стоящего автомобиля, убедиться, что опасности нет, и только тогда переходить улицу. Понаблюдайте вместе с ребенком за стоящими у края проезжей части машинами и обратите внимание на тот момент, когда из-за стоящей машины внезапно появляется другая. Обратите внимание ребенка на то, что стоящий на остановке автобус тоже мешает увидеть движущийся за ним автомобиль.
Правило № 2
Не обходите стоящий автобус ни спереди, ни сзади!
Стоящий автобус, как его ни обходи - спереди или сзади, закрывает собою участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Кроме того, люди возле остановки обычно спешат и забывают о безопасности. Надо подождать, пока автобус отъедет.
Правило № 3
И у светофора можно встретить опасность!
Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются. Сразу после включения зеленого сигнала для водителей на переход может выехать автомобиль, который был не виден за стоящими машинами и шофер которого не видит пешехода. Если погас зеленый сигнал светофора для пешеходов - нужно остановиться. Ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились.
Правило № 4
Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться - и только тогда переходить улицу.
Правило № 5
Прочные навыки транспортного поведения детей формируются только повседневной систематической тренировкой! Во время каждой прогулки с детьми, поездки с ними по делам, в гости, за город и т.п. учите их наблюдать за улицей и транспортом, анализировать встречающиеся дорожные ситуации, видеть в них опасные элементы, безошибочно действовать в различных обстоятельствах.
Правило № 6
Не надо прививать детям излишнее чувство страха перед дорожным движением, движущимися автомобилями. Пусть все, что связано со школой, в том числе и дорога, у ребенка ассоциируется с ярким и добрым. При этом надо научить его быть внимательным, а это непростая вещь. Процессы восприятия, внимания и реакции у ребенка и у взрослого совершенно разные. Опытные водители знают, например, что подавать звуковой сигнал при виде бегущего через проезжую часть ребенка опасно. Ребенок может поступить непредсказуемо – вместо того, чтобы остановится, он может понестись без оглядки под колеса другому автомобилю. Даже те дети, которые знают правила дорожного движения, случается, их нарушают. Не сочтите за труд помочь детям. Может быть, вам придется остановить ребенка, который не хочет дождаться сигнала светофора. Делайте это доброжелательно.
Итак, если вы научите своих детей соблюдать эти основные правила поведения на дорогах, значит, в ваш дом не придёт беда.
В этой беседе хочется обратить ваше внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:
-
Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);
-
Ребёнку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребёнку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому – четверть секунды;
-
Восприятие ребёнком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;
-
Дети с искажением воспринимают звуки на дороге;
-
У них искажено восприятие размеров транспортных средств и т.п.
-
Памятка для родителей по ПДД.
(Подготовить и раздать каждому родителю).
В заключении стоит отметить, что изучение ПДД так же необходимо, как и изучение основных предметов (математики, русского языка). Ведь безопасность жизни наших детей важна не менее показателя их интеллектуального развития, и даже намного значительнее.
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения».
То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь.
Памятка для родителей.
-
Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
-
Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
-
Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
-
Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
-
Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
-
Не разрешайте играть вблизи дороги и на проезжей части.
АНКЕТА для учащихся
-
Где разрешается ходить пешеходам?
-
Можно ли ходить по проезжей части дороги?
-
Какой стороны дороги должны придерживаться пешеходы в городе и за городом?
-
Как должны двигаться лица, которые находятся в инвалидных колясках или ведут мопед, мотоцикл?
-
Что должен иметь пешеход в темное время?
-
Где можно переходить улицу?
-
Как можно перейти дорогу, если она регулируется светофором?
-
Что должны делать пешеходы при приближении транспортных средств с включенным синим проблесковым маячком?
-
Как положено переходить дорогу на нерегулируемом перекрестке?
-
Почему за городом мы должны идти навстречу движущемуся транспорту.
-
Почему на остановках транспорта желательно находиться на некотором удалении от проезжей части, наблюдая за приближающимися транспортными средствами, особенно в сырую погоду?
-
Почему не рекомендуется задерживаться в транспортном средстве, когда открыты двери?
-
В чем заключается опасность для пешехода, когда один автомобиль опережает другой?
-
Разрешается ли перевозка пассажиров на велосипеде?
-
Безопасно ли начинать переход при зеленом мигающем сигнале светофора?
-
Как должны двигаться велосипедисты на дороге?
-
В каком случае разрешается буксировка велосипеда?
-
Разрешается ли перевозить пассажиров на велосипеде?