«ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ПОДРОСТКОВ»
(родители учащихся VI класса, 4-я четверть)
Пояснительная записка.
Сценарий собрания подготовлен для родителей шестиклассников, проживающих в посёлке, который находится в 12 километрах от областного центра. В разработке делается акцент на достопримечательностях и памятных местах, находящихся в городе и районе, которые можно посетить летом родителям совместно с детьми. Даются полезные интернет-ссылки, где публикуются афиши предстоящих выставок и различных игровых и развлекательных программ для детей.
На территории поселка есть водоём, поэтому не меньше внимания уделяется безопасному поведению на воде. Для родителей заранее подготовлены памятки, которые раздаются в процессе собрания. Кроме того, уделяется внимание важности режима дня подростка, правилам безопасной езды на велосипеде, нахождению несовершеннолетних вне жилища без сопровождения взрослых в период с 23 до 6 часов.
Для удобства использования в сценарий вставлены слайды презентации. Слайд №4 целесообразно изменить, внеся туда достопримечательности Вашего региона.
Оборудование: мультимедийный проектор; презентация, разработанная в программе Power Point; чистые листы, ручки; распечатанные памятки и режим дня по количеству участников (приложения 1, 2).
Ход собрания:
- Организационно-мотивационный этап.
Цель: создать эмоционально-позитивный настрой, подготовить участников к работе, озвучить тему собрания.
-
- .Вступительное слово классного руководителя.
Здравствуйте, уважаемые родители, рада привествовать вас на очередном собрании. Наступило лето – пора отдыха детей, интересных дел, новых впечатлений. А каким будет это лето для наших детей во многом завит от нас, от взрослых.
Тема нашего родительского собрания «Организация летнего отдыха подростков». Сегодня мы с вами попробуем вывести формулу полезного досуга детей на летних каникулах, в которой будет место не только отдыху, поправке здоровья, но и возможностям для интеллектуального и творческого развития детей, обогащения их духовного мира.
1.2. Работа в парах.
Классный руководитель: «Я предлагаю вам на чистых листах написать, чем занимался Ваш ребенок на прошлых летних каникулах. Можно совещаться в парах, у вас 2 минуты на выполнение задания».
После выполнения задания один из родителей зачитывает список, остальные дополняют. Как правило, ответы следующие: купался на озере, катался на велосипеде, играл в компьютер, читал, гулял на улице.
Классный руководитель: «Мы вернемся с вами к этому списку позже, а пока отложите лист в сторонку».
- Информационно-деятельностный этап.
Цель: расширить представления родителей о возможных формах организации летнего досуга подростков; повторить правила безопасного поведения во время летних каникул.
2.1. Режим дня на каникулах.
Классный руководитель: «Начнем с режима дня. Даже будучи на каникулах нельзя забывать о режиме – такой совет дают родителям педиатры. Но тенденции последних лет говорят о том, что многие родители руководствуются скорее биоритмами ребёнка, нежели распорядком дня по заведомо продуманным часам. Любому человеку, а особенно школьнику нужен режим. Необходимость возникает из-за следующих факторов: если нервную и пищеварительную систему «приучить» к порядку, то всем станет легче жить, а этим двум системам, так как они между собой связаны, будет легче работать. Если мы возьмем за правило обедать каждый день в 12:00, то к этому времени в нашем организме начнут вырабатываться определенные ферменты и соки, которые помогут лучше усваивать пищу. Если мы приучим себя ложиться спать в 21:00, то, опять же, к этому часу в нашей крови появится гормон мелатонин, с помощью которого мы быстрее погрузимся в глубокий здоровый сон. Таким образом, соблюдение режима дня оказывает позитивное влияние на здоровье и эмоциональное состояние ребенка. Это не значит, что отныне сознательный родитель должен жить с таймером в руке. Совсем нет. Постарайтесь прививать режим не только школьнику, но и себе. Только без фанатизма, а исключительно в удовольствие. Я раздам вам листы с основными элементами распорядка дня (приложение 1), постарайтесь проследить за его соблюдением».
2.2. Культурный досуг.
Классный руководитель: «Если вы хотите быть культурным, образованным человеком, то вы читаете книги, идёте в театр, музей. Придя в музей с ребенком, вы расширяете его картину мира, вы показываете ему, что есть разные культуры, традиции, способы самовыражения. Он учится смотреть и видеть, анализировать и обсуждать. Ребёнок становится разносторонней личностью. На слайде презентации вы видите далеко не полный перечень музеев и памятных мест Могилева и Могилевской области, которые вы можете посетить вместе с детьми. Это не только возможность для творческого развития детей, обогащения духовного мира и интеллекта, но и немаловажный способ укрепления семьи. А какие музеи и памятные места, не обозначенные в презентации, смогли бы назвать вы?
Все актуальные предложения о выставках, работе музеев, кинотеатров вы сможете найти на сайте https://vmogileve.by/. Ссылку я размещу в родительском чате.
Не забываем и о чтении книг. Кроме познавательной функции, чтение выполняет и другую – это нагрузка для мозга. Читая, мы тренируем его так же, как тренируем мышцы при занятии спортом. Учёные давно доказали: читающие люди и живут дольше. Во время летних каникул работают школьная и сельская библиотеки».
2.3. Безопасность во всём.
Классный руководитель: «У наших детей появилось больше свободного времени для приключений и ребяческих фантазий, а у нас – забот и тревог за их безопасность. Во время летних каникул детей подстерегает повышенная опасность на дорогах, у водоёмов, в лесу, на игровых площадках, в садах, во дворах. Этому способствует погода, поездки и любопытство детей, наличие свободного времени и отсутствие должного контроля со стороны взрослых. Чтобы дети были отдохнувшими и здоровыми надо помнить ряд правил и условий при организации их отдыха с родителями, родственниками, друзьями».
2.3.1. Безопасность на воде.
Классный руководитель: «Все дети летом посещают водоём, который находится на территории нашего поселка. Давайте повторим правила поведения на воде и вблизи водоемов».
Классный руководитель читает правила, размещенные на презентации, и комментирует их, делает акцент на том, что подросткам нужно посещать водоём только в сопровождении взрослых. После этого родителям раздаются памятки о безопасном поведении на воде (приложение 2), предлагается дома прочитать и обсудить вместе с детьми.
2.3.2. Безопасность при езде на велосипеде.
Классный руководитель: «Большинство из вас при ответе на вопрос «Чем занимался Ваш ребенок прошлым летом?» ответили: «Катался на велосипеде». Все мы знаем, что езда на велосипеде приносит много пользы: развивает вестибулярный аппарат, учит ловкости, улучшает физическую форму, увеличивает выносливость, развивает реакцию и концентрацию внимания. Но не будем забывать о том, что это ещё и травмоопасное занятие. На слайде презентации вы видите главные правила безопасной езды на велосипеде. Прочтите их, если что-то не понятно, задайте вопросы, а я тем временем раздам памятки (приложение 2), которые нужно дома изучить вместе с детьми, и разместить в комнате ребёнка на видном месте».
2.3.3. Правила нахождения на улице в вечернее время.
Классный руководитель: «Рано или поздно у каждого подростка наступает время, когда ему хочется днями и ночами бродить по улицам, проводить время с друзьями и просто наслаждаться свободой. Но, оказывается, у каждой свободы до наступления определенного возраста тоже есть свои пределы.
В нашем государстве большое внимание уделяется вопросам безопасности, в том числе безопасности нахождения детей на улицах. Запретов и ограничений не так много, но если они установлены, то определенно нужны и важны в первую очередь для защиты нас самих, и не нужно относиться к ним негативно. Правила, по которым мы живем, часто написаны очень высокой ценой чьих-то ошибок.
В законодательстве действует норма, согласно которой несовершеннолетние в возрасте до 16 лет не могут находиться вне жилища без сопровождения взрослых в период с 23 до 6 часов.
В первую очередь, это направлено на защиту прав ребенка, так как на улице в это «запрещенное» время он может стать жертвой преступлений или правонарушений, попасть в другую небезопасную для себя ситуацию. В силу незрелости психики, дети легко поддаются чужому влиянию, и это часто проявляется на практике. Ответственность за ребенка несут его родители».
2.4. Отдых на природе.
Классный руководитель: «Природа нашей родной Беларуси богата и разнообразна. Наш край без морей и высоких горных массивов, но зато у нас есть леса, луга, уникальные по происхождению болотные массивы, живописные реки и озера ледникового происхождения с кристально чистой водой. Интересен животный и растительный мир нашей Родины. Далеко за пределами нашей страны известны Беловежская пуща, Браславские озера, Нарочь и многие другие природные шедевры.
Мы настолько привыкли к окружающим нас животным и растениям, что не всегда замечаем их красоту и неповторимость. Я предлагаю вам следующее задание: посовещайтесь в парах 1 минуту и расскажите, что вам известно о воробье, птичке которую мы видим каждый день?»
После выполнения задания родители озвучивают свои ответы и приходят к выводу о том, как мало мы знаем об окружающей природе.
Классный руководитель: «Я советую вам, уважаемые родители, перед выездом на природу, будь то пикник, туристический поход или просто прогулка, изучить сведения о каком-либо распространённом в наших краях растении или птице. Во время прогулки вы расскажете интересные сведения ребенку, тем самым укрепите свой родительский авторитет и стимулируете у детей желание изучать, сохранять и беречь природу родного края».
III. Рефлексивно-оценочный этап.
Классный руководитель: «На слайде презентации вы видите ещё несколько примеров совместного досуга всей семьёй. Это – занятия спортом, просмотр кинофильмов с последующим обсуждением, посещение концертов, семейные вечера и многое другое. А сейчас давайте вернемся к списку, который вы составляли в начале собрания. Дополните его теми занятиями, которые вы постараетесь организовать для своего ребенка предстоящим летом».
Родители дополняют список, озвучивают результат.
IV. Подведение итогов.
Классный руководитель: «Летние каникулы – это уникальная возможность проводить больше времени в кругу семьи, со своими детьми, тем самым укреплять семейные отношения, вносить радость и разнообразие в повседневную жизнь. Наслаждайтесь общением, культурным досугом, интересными поездками и экскурсиями. Заполняйте каждую свободную минуту Вашего ребенка полезными делами. И не забывайте о безопасности.
Счастливого и полезного вам лета!».
Список использованных источников:
1. ОСВОД: правила поведения на воде [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcrb.by/index.php/ob-yavleniya/237-osvod-pravila-povedeniya-na-vode. – Дата доступа: 16.03.2022.
2. Памятка для велосипедиста [Электронный ресурс] // Брестское областное управление Департамента охраны МВД Республики Беларусь. – Режим доступа: https://brest.ohrana.gov.by/2019/03/12/памятка-для-велосипедиста. – Дата доступа: 20.03.2022.
3. Безопасная прогулка [Электронный ресурс] // Администрация Октябрьского района г. Минска. – Режим доступа: https://okt.minsk.gov.by/zakon-i-poryadok/prokuratura/aktual-prokuratura/4027-bezopasnaya-progulka#:~:text=В%20законодательстве%20не%20зря%20появилась,с%2023%20до%206%20часов. – Дата доступа: 26.03.2022.
Приложение 1.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РЕЖИМА ДНЯ ПОДРОСТКА НА КАНИКУЛАХ
- 8.00. Подъем.
- 8.00-9.00. Умывание, бег, зарядка, обливание водой.
- 9.00-9.20. Завтрак.
- 9.20. Чистка зубов.
- 13.00-13.30. Обед.
- 14.00-16.00. Тихий час.
- 16.30. Полдник.
- 20.00. Ужин.
- 21.30. Подготовка ко сну.
- 22.00. Отбой.
Приложение 2.
Отдыхающим у воды запрещается
|
Для того чтобы избежать опасности при езде на велосипеде, выполняйте простые правила: Помните: управлять велосипедом по дорогам разрешается с 14 лет! Перед поездкой проверьте техническое состояние велосипеда: легко ли вращается руль, хорошо ли накачаны шины, в порядке ли ручной и ножной тормоза, работает ли звуковой сигнал. Оборудуйте свой велосипед световыми приборами – спереди – фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет. По возможности наденьте шлем. При езде на велосипеде одевайтесь как можно ярче – вы должны быть хорошо заметны на дороге, особенно в тёмное время суток, а лучше использовать жилет со световозвращающими элементами. Велосипедисты должны ехать по дорогам как можно ближе к обочине, но не далее 1 метра от правого края дороги. Двигайтесь по тротуарам и пешеходным дорожкам осторожно, это территория пешеходов. При езде на велосипеде нельзя убирать с руля обе руки одновременно. Запрещается без сопровождения совершеннолетнего лица управлять на дороге лицам моложе 14-ти лет – велосипедом (кроме пешеходных и жилых зон, тротуаров, велосипедных и пешеходных дорожек). Запрещается буксировка велосипеда и велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства. |
«ПРОФИЛАКТИКА ПРОБЛЕМНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»
для родителей учащихся VI класса (2-я четверть)
(беседа)
Цель: Повышения уровня родительской компетенции в вопросах общении с детьми подросткового возраста.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать знания родителей о возрастных особенностях детей-подростков;
2. Актуализировать представления об основных трудностях и проблемах в воспитании подростков;
3. Способствовать развитию у родителей навыков равноправного общения, профилактики и разрешения межличностных конфликтов с детьми.
Вопросы для обсуждения:
1. Заметили ли вы изменения в характере вашего ребенка? Как вы думаете, почему это происходит?
2. Какие сложности у вас возникают при общении с ребенком-подростком?
3. С каким проблемным поведением могут столкнуться родители детей подросткового возраста?
4. В чем причины проблемного поведения подростков?
Методические указания:
Высказывания на доске:
«Подростковый возраст – это когда самые лучшие и худшие импульсы в человеческой душе борются друг с другом за главенствующую роль» (Грэнвилл Стэнли Холл).
«Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома» (Антон Семенович Макаренко).
«Всякое серьёзное нарушение поведения подростка – это сигнал о помощи. Своим поведением он говорит нам: «Мне плохо! Помогите мне!» (Юлия Борисовна Гиппенрейтер).
Структура занятия: беседа рассчитана на родителей учащихся 6-х классов. Занятие включает в себя теоретический блок, упражнения, обсуждение.
Продолжительность: около 1,5 часа.
Оборудование и материалы: раздаточный материал (памятки), карточки красного и зеленого цвета по количеству участников, проигрыватель, звукозапись с расслабляющей музыкой.
Основная часть.
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас! Белорусский психолог Лев Семенович Выготский писал о подростковом возрасте: «Сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем, возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельных русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным. В самом деле, сам по себе подъем труден и ответственен. То же самое явление, которое на путника, идущего по ровной дороге, не окажет заметного действия, может стать труднейшим препятствием, иногда опрокидывающим, для путника, идущего в гору» [1, с.167]. Уважаемые родители, как вы понимаете это утверждение?
(Предполагаемые ответы родителей: подростковой возраст – сложный, критичный период в жизни ребенка, когда он сталкивается со множеством трудностей. Многое переживается в острой форме, порождая сильные эмоциональные реакции, нарушения в поведении, трудности в общении со взрослыми. Задача взрослых – перестраиваться вместе с ребенком).
Кризис подросткового возраста значительно отличается от кризисов младших возрастов. Он является самым острым и самым длительным по сравнению со всеми возрастными кризисами, знаменующий собой переломные этапы в формировании личности ребенка. В данный период значительно меняются особенности характера, личность подвергается серьезным переменам, происходит закладка осознанного поведения. Данные преобразования происходят благодаря противоречиям физиологического и психологического развития подростков, на фоне духовного созревания. Отсюда все опасности, сложности, трудности, конфликты, наиболее часто встречающиеся в подростковом возрасте.
Информационный этап:
Все вы замечаете, как меняются ваши дети. Некоторые говорят, что ребенок сильно вырос, кто-то отмечает сильные изменения характера: появились вспыльчивость, эмоциональная неуравновешенность, желание спорить и противоречить родителям даже по пустякам. C ребенком уже труднее договориться, не всегда понятно, как поступить в некоторых ситуациях. Что происходит с ним?
Оказывается, он вступил в один из своих важнейших жизненных периодов, во многом определяющий его последующую судьбу, в период перехода от детства ко взрослости, в подростковый период. Давайте посмотрим, что же происходит с подростком.
Отрочество – это время, когда происходит бурное развитие и перестройка организма. Человек приобретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Под влиянием окружающей среды у подростка складываются нравственные идеалы и мировоззрение. Одним из важнейших моментов является формирование самосознания, самооценки, появление особого интереса к самому себе. Подросток хочет разобраться в себе и в отношениях, которые связывают его с окружающим миром. В этом возрасте часто меняются интересы. Это годы критики и самокритики, когда подростки особенно требовательны и к себе, и к людям.
Подростковый возраст протекает очень бурно. Можно говорить о трех кризисах, которые переживаются подростками. Выделяют три группы причин, которые могут лежать в основе кризиса.
Во-первых, это физиологические причины, которые связаны с бурным ростом и половым созреванием организма. В этот период происходит резкий скачок в физическом развитии. Часто подросток кажется неуклюжим. Кровоснабжение затруднено в результате того, что развитие сердечно-сосудистой системы сопровождается несоответствием роста сердца и развития кровеносных сосудов, поэтому подростки часто жалуются на головную боль, быстро утомляются, могут испытывать неприятные ощущения в области сердца. Процесс возбуждения в коре головного мозга преобладает над процессом торможения, поэтому подросткам характерна повышенная возбудимость, вызывающая раздражительность, обидчивость, вспыльчивость.
Происходящие резкие физиологические изменения способствуют развитию психологического дискомфорта, который выражается замкнутостью, скрытностью, стремлением к уединению, или наоборот, демонстративным, вызывающим поведением, не всегда адекватным.
Во-вторых, это психологические причины, связанные со становлением нравственности. Происходит открытие своего «Я», приобретается новая социальная позиция. Это период потери детской позиции. Пора мучительно тревожных сомнений в себе, в своих возможностях, поиске правды в себе и в других. Не всегда адекватно оцениваются свои возможности, нет четкого различия между «хочу» и «могу». В поведении в связи с этим наблюдаются подозрительность, озлобленность, раздражительность. Подросток живет в настоящем времени, но для него большое значение имеет прошлое и будущее. Мир его понятий и представлений переполнен неоформленными до конца знаниями о самом себе и о жизни, планами на свое будущее и будущее общества. У подростков выражена потребность в самопознании и самоопределении. Он мучительно ищет ответы на вопросы: «Кто я есть? Какой я в сравнении с другими? Чего я хочу? На что я способен?».
В-третьих – социально-психологические причины, связанные с усвоением социума, общих признаков устройства мира. Мир подростка наполнен идеальными настроениями, которые выводят его за пределы обыденной жизни, взаимоотношений с другими людьми. Объектом самых важных его размышлений становятся будущие возможности, которые связаны с ним лично: выбор профессии, стремление уметь взаимодействовать с социальными группами. У подростка появляется так называемое «чувство взрослости»: потребность быть, казаться и вести себя как взрослый, стать независимым от опеки и контроля, обрести взрослые права [2].
Упражнение «Светофор». Всем участникам раздаются красные и зеленые карточки.
- Я зачитаю вам некоторые особенности, касающиеся поведения подростков. Ваша задача – определить: является ли это поведение поводом для беспокойства и предпосылкой к развитию проблемного поведения (если по вашему мнению это так – поднимите красную карточку), либо это – норма для подросткового возраста (зеленая карточка). Обсуждается поведение, которое по мнению большинства родителей является поводом для беспокойства.
Вопросы для обсуждения:
- О какой нереализованной потребности идет речь?
- Может ли это явиться предпосылкой к развитию проблемного поведения?
Особенности поведения:
1. Подросток много общается со сверстниками и меньше уделяет времени учебе (зеленый).
2. Подросток ни с кем не общается, в классе у него нет друзей (красный).
3. Девочка-подросток ярко красится и хочет следовать моде (зеленый).
4. Подросток переживает неразделенное чувство влюбленности (красный).
5. У подростка часто грустное настроение, чувство одиночества, бесполезности (красный).
6. Подросток стремится к рискованным действиям, неоправданным и опрометчивым поступкам (красный).
7. Подросток оспаривает некоторые ваши решения (зеленый).
8. Подросток ведет долгие разговоры о жизни, стремится противопоставить себя родителям (зеленый).
9. Подросток говорит об отсутствии ценности жизни (красный).
10. Вы наблюдаете резкие перемены в поведении вашего ребенка, ранее не характерные для него (красный).
Работа с памяткой «Переходный возраст: рекомендации по общению».
Очень важным в воспитании подростка является то, как мы разговариваем с ним. Попробуйте на минуту представить себя подростком. Какие слова он чаще всего слышит в семье и школе? Примерно следующие: «Ты должен хорошо учится!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей».
Нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш ребенок уже вырос и достоин того, чтобы с ним разговаривали на «взрослом языке». Давайте обратимся к памятке:
Памятка
Ситуация |
Что нельзя делать |
Как себя вести |
Рекомендация 1. «Поймите причину». |
||
Подросток стремится доказать, что он уже не маленький. В ход идет всё: непослушание, своеволие, грубость, «взрослые» привычки. |
Отвечать грубостью на грубость, опускаться до скандалов, контролировать каждый шаг. |
Доверьте подростку то, чего раньше не доверяли: оплатить счета в банке, заказать покупки по Интернету, выбрать подарок отцу на день рождения... Хочет быть взрослым – пусть разделит с вами взрослые заботы. |
Рекомендация 2. «Проявляйте искренний интерес». |
||
В 13-17 лет у юношей и девушек формируется свой взгляд на мир, своя система ценностей – и этим хочется с кем-то поделиться. |
Быть равнодушными, демонстрировать детям, что их мысли и чувства - полная чушь. |
Разговаривать с детьми, задавать вопросы о друзьях, увлечениях. Подросток должен понять, что вам не безразлично, чем он живет. |
Рекомендация 3. «Не давите на ребенка». |
||
Слушаться родителей для подростка означает расписаться в своей невзрослости. Вот почему любые советы, а тем более приказы он воспринимает в штыки. |
Заставлять сына или дочь подчиняться, подвергать наказаниям за ослушание. |
Измените тон. Не приказывайте сыну или дочери что-то сделать, а просите и объясняйте, почему это важно. |
Рекомендация 4. «Живите интересно сами». |
||
Претензии вроде «Ты ничего не читаешь! Ничем не интересуешься!» вызывают возмущение подростков: «А ты-то сам(а)?». |
Подчинять всю свою жизнь обслуживанию ребенка, забывать о собственных интересах. |
Подавать пример. Если попрекаете чадо ленью, не сидите сами в четырех стенах: отправляйтесь в поход, в музей. |
Рекомендация 5. «Делитесь опытом». |
||
Юношеский максимализм отдаляет подростков от родителей: «Взрослым нас не понять...» Тинейджерам трудно представить, что их строгие мамы и папы тоже были юными: и влюблялись, и чудили. |
Быть ханжами, строить из себя людей без недостатков. |
Открывайтесь перед детьми. С юмором рассказывайте о тех ситуациях, в которые попадали сами, когда были в их возрасте. О первой любви, о конфликтах с родителями, о своих чувствах... Сын или дочь должны понять, что вы им не враги, просто очень за них волнуетесь. |
Только будучи внимательными к чувствам и переживаниям, к внутреннему миру детей, мы можем рассчитывать на то, что они будут также внимательны и отзывчивы к нашим проблемам и проблемам других людей. Говорите с детьми так, как бы вы хотели, чтобы они говорили с вами.
Упражнение «Вопросы для размышления».
Звучит расслабляющая музыка, педагог читает вопросы. Ответы на эти вопросы не обсуждаются публично.
Сядьте поудобнее и про себя ответьте на вопросы, которые я зачитаю.
Вопросы для размышления:
- Какой или каким меня видит мой сын или дочь?
- Чувствует ли он, что я его люблю? Как он это понимает?
- Считает ли он, что я его понимаю?
- Нравится ли ему, как я с ним говорю?
- Хотел бы я, чтобы он говорил со мной также, как я с ним?
6. Если я, когда мы с ним ссоримся, чувствую обиду, злость, то что он чувствует ко мне?
- Чувствует ли он себя одиноким, непонятым?
7. Есть ли у нас с ним хотя бы одно занятие, которым мы с ним занимаемся вместе и с удовольствием?
Памятка для родителей
1.Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.
2.Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.
3.Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.
4.Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом
5.Не высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.
6.Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети не воспринимали сексуальные отношения как нечто грязное и постыдное. От этого во многом зависит их физиологическое взросление.
7.В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам — со стороны пап.
8.Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь.
9.Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.
10.Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается.
Рекомендации родителям по профилактике деструктивных проявлений у детей и подростков, профилактике суицидального поведения
В основе деструктивного поведения детей и подростков лежит внутреннее и внешнее неблагополучие. Хороший эмоциональный контакт с ребенком, ответственное и внимательное отношение к нему является главным условием профилактики у него деструктивного поведения.
- Обращайте внимание на факты, подтверждающие негативные контакты или стремления ребенка к контактам с лицами деструктивной направленности (интересуется темами, целенаправленно собирает информацию о случаях деструктивных проявлений у других, замечен в «неблагополучной» компании). Так вы сможете своевременно распознать деструктивные тенденции в поведении ребенка.
- Проявляйте интерес, осуществляйте контроль активности ребенка в сети Интернет, в социальных сетях. Так вы сможете пресечь негативное воздействие на ребенка со стороны других людей и организаций.
- Учите ребенка правилам безопасного поведения (в том числе в сети Интернет). Так вы научите ребенка нести ответственность за собственную безопасность.
- Обращайте внимание на характер ваших отношений с ребенком (уровень доверия между вами, удовлетворенность базовых потребностей ребенка). Жестокое отношение к ребенку, игнорирование, сверхконтроль или попустительство являются факторами риска его психологического здоровья и способствуют развитию у него деструктивных проявлений.
- Обращайте внимание на признаки кризисных состояний у ребенка (высокая тревога, напряжение, агрессивность, изоляция, угнетенное или подавленное состояние, повышенная возбудимость). Данные признаки могут быть следствием внутреннего неблагополучия ребенка, страданий или употребления наркотических веществ.
- Обращайте внимание на увлечения вашего ребенка, на уровень его досуга (имеет разнообразные конструктивные увлечения, не имеет постоянных увлечений, имеет много свободного времени, которое неизвестно как проводит, имеет деструктивные увлечения (воровство, принадлежность деструктивным молодежным движениям и т.п.); поддерживайте вашего ребенка в самоопределении. Так вы сможете предотвратить деструктивную направленность его личности.
- Интересуйтесь делами вашего ребенка, событиями его жизни (с кем дружит, с кем конфликтует, как взаимодействует с учителями и т.д.). Так вы сможете вовремя поддержать его, создадите ощущение его значимости и поможете выбрать конструктивное направление развития.
- Обращайте внимание на уровень самооценки, характер самоотношения вашего ребенка (адекватная- завышенная - заниженная; самопринятие - самоуничижение). Чувство ненужности, вины, собственной никчемности вынуждают ребенка использовать деструктивные способы борьбы с неприятными переживаниями.
- Показывайте ребенку пример уважительного отношения к себе и другим людям, будьте для своего ребенка авторитетом. Так вы сформируете у ребенка пример правильного поведения.
- Учите ребенка критически мыслить, создавайте для него возможность выбора, чтобы он учился принимать самостоятельные решения. В последствии в других ситуациях он сможет проявлять инициативу, быть ответственным, противостоять негативному воздействию со стороны других людей.
- Разделяйте ответственность со своим взрослеющим ребенком. Выделяйте ему собственные обязанности и помогайте в тех делах, с которыми он еще не может полностью справиться самостоятельно. Так он научится рационально использовать собственную свободу и силы и приобретет необходимые навыки для самостоятельной жизни.
- Формируйте у ребенка мотивацию достижения, мотивацию к учебе, познанию и совершенствованию. Так он выработает внутреннее устойчивое стремление к развитию в противовес саморазрушению.
- Поддерживайте ребенка в ситуациях неудачи, помогайте пережить тяжелые чувства (гнева, печали, горя, одиночества, тревоги). Так ребенок научится конструктивно переживать жизненные невзгоды.
- Отмечайте резкие изменения в поведении и в состоянии ребенка. Кардинальные изменения могут быть признаком глубокого психического или психологического неблагополучия ребенка. Ряд изменений является следствием взросления вашего ребенка и нуждается в их поддержании и развитии (становится более самостоятельным, общительным, любознательным, больше заявляет о себе и т.д.).
- Формируйте у ребенка толерантное отношение к отличиям других людей. Так вы научите ребенка принимать себя и других, предотвратите внутреннее рассогласование и агрессивное отношение к себе и окружающим.
- Незамедлительно реагируйте на факты вымогательства, воровства, оскорбления личного достоинства, жестокого обращения как по отношению к вашему ребенку, так и с его стороны. Это поможет предотвратить развитие острых стрессовых состояний у ребенка или формирование у него противоправного деструктивного поведения.
- Замечайте обращения -"сигналы" со стороны ребенка. Частые жалобы являются признаком неудовлетворенности важных потребностей или неразрешенной тяжелой ситуации. Так вы сможете предотвратить развитие неблагоприятной или опасной ситуации, сформируете у ребенка внутреннее ощущение того, что его понимают, что он не одинок в своих переживаниях.
- Привлекайте ребенка - подростка к совместному труду со взрослыми, к семейному делу. Так ребенок научится ценить собственные усилия, чувствовать собственную значимость, научится занимать себя полезным трудом.
- Разговаривайте с ребенком, проясняйте мотивы его поступков ("Зачем ты так сделал?", "А что будет, когда ты это получишь?"). Так вы сможете снизить импульсивное необдуманное поведение ребенка, вызванное внутренним противоречием, поймете потребности ребенка, научите ребенка осознанному поведению.
- Обращайте внимание на затяжные конфликты в семье, оградите ребенка от участия в конфликтах взрослых. Ребенок чувствует бессилие в конфликтах взрослых, одновременно испытывая и злость, и любовь к близким. Часто в этом случае он ищет избавления от боли и напряжения в деструктивных действиях (попытки самоубийства, демонстративные проступки, асоциальное поведение, жестокость по отношению к другим).
- Создайте ребенку возможность для его полноценного отдыха, труда, личное пространство. Неудовлетворенность базовых потребностей приводит к формированию высокого эмоционального напряжения, снижению психологического здоровья ребенка, снижает ощущение собственной ценности и значимости.
- Уделяйте внимание чувствам и состоянию ребенка, если в семье произошло кризисное событие (развод родителей, смерть члена семьи, появление нового члена семьи, несчастный случай , болезнь члена семьи и т.д.). Ребенок не всегда может выразить собственные чувства и справиться с тяжелыми переживаниями. Отсутствие понимания и поддержки приводит к тому, что ребенок ищет помощи у посторонних людей (лидеры деструктивных молодежных движений, сектанты, отрицательные авторитеты).
- Если вы испытываете недостаток знаний в понимании поведения вашего ребенка или взаимоотношений с ним, обращайтесь за дополнительной информацией к психологу, педагогу социальному, медицинскому работнику, сотрудниками милиции. Так вы сможете предотвратить развитие деструктивных форм поведения у ребенка, окажете ему необходимую квалифицированную помощь и поддержку.
- Будьте в курсе популярных молодежных течений, субкультур, современных татуировок, аббревиатур, используемых в молодежной среде. Так вы сможете своевременно выявить принадлежность вашего ребенка деструктивным объединениям или деструктивные увлечения, пресечь их негативное влияние на ребенка.
- Делитесь с ребенком собственным детским, юношеским опытом преодоления жизненных, учебных трудностей, разочарований в дружбе, любви, поддерживайте в нем веру в благоприятный исход событий, подчеркивайте значимость его переживаний. Так вы поддержите в ребенке веру в его "нормальность", в то, что негативные чувства испытывают все люди и есть конструктивные способы их преодоления.
- Вырабатывайте неприязненное отношение у ребенка к деструктивным поступкам других людей, организаций («это плохо, когда одни люди уничтожают других по признаками пола, расы, увлечений и т.п.», «человек унижающий другого - слабый человек»). Формируйте у ребенка ценностное отношение к жизни, дружбе, добру, взаимопомощи, здоровью, труду. Так вы создадите у ребенка прочную внутреннюю опору
Упражнение «Рефлексия занятия».
С какими чувствами вы сегодня уходите домой? Что нового вы сегодня узнали? Какие упражнения вам понравились?
Список использованных источников:
- Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский. – М., 1929.
- Фоменко, Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка / Н.В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2014.
Целевая группа: родители учащихся VI класса.
Время проведения занятий: 1-я четверть.
Цель: формирование психолого-педагогической культуры законных представителей, осознание значения семьи как персональной микросреды жизни и развития ребенка.
Задачи:
создать условия для эффективного сотрудничества и партнерства законных представителей обучающихся и педагогов;
познакомить родителей с основными потребностями ребенка и условиями удовлетворения их в семье;
повысить родительскую компетентность в сфере гармоничного семейного воспитания;
расширить представления родителей о нравственных и культурных ценностях семьи;
способствовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей в системе семейного воспитания и формирования личности ребенка.
Педагог:
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вас видеть. Предлагаю вам определить объект нашего разговора. Угадайте, пожалуйста, зашифрованное слово (СЕМЬЯ).
Родители разгадывают кластер (слайд 1).
Вы правы, сегодня мы поговорим о семье и о том, какую роль в воспитании и развитии ребенка играет семья (тема занятия слайд 2).
И наш сегодняшний разговор хотелось бы начать с одной современной притчи. Прослушав притчу, ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как вы считаете, какова роль семьи в развитии и становлении личности ребенка? (слайд 3).
Притча «О желании на Новый год».
Как-то накануне Нового года учительница предложила своим третьеклашкам написать о том, что бы они хотели попросить у Деда Мороза. Придя домой, села проверять детские сочинения. И одно из них очень расстроило ее. Она несколько раз перечитывала выведенное старательным детским почерком письмо с просьбой о чуде. Нет, не ошибки старалась найти учительница. Теперь они не имели никакого значения. В комнату вошел муж.
– Что случилось, дорогая, чем ты так встревожена?
– Вот, прочти, пожалуйста, – и она протянула мужу тетрадку.
"Дедушка Мороз, я не буду просить у тебя многого. Всего лишь исполни мою просьбу. Сделай меня хоть ненадолго телевизором. Я очень хочу, чтобы родные по вечерам собирались вместе и выслушивали меня, не перебивая. Чтобы папа, вернувшись после работы, спрашивал у меня о том, что же в жизни произошло нового. А мама, когда ей грустно, приходила ко мне. Чтобы мне радовались как новому телевизору, который теперь в нашей квартире занимает почти всю стену. Я бы подвинулся, чтобы нашлось место и для елочки. Я так хочу хоть немного пожить жизнью любого телевизора!".
– Бедный ребенок… И, послушай, есть же такие родители, – возмущался муж учительницы.
Жена подняла на него полные слез глаза:
– Дорогой, это написал наш сын...
Выскажите, пожалуйста, своё мнение об услышанном. Как вы считаете, какова роль семьи в развитии и становлении личности ребенка?
(Ответы родителей).
Обсуждение вариантов ответов.
Основная часть.
Педагог:
Семья для ребёнка – это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение значительной части своей жизни. В ней закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет счастлив, здоров, любим (слайд 4).
Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого и является. Центральное место в воспитании ребёнка занимает семья. Именно она играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции ребенка. Именно в семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Для ребёнка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Именно в семье формируются культура поведения и внешнего вида, происходит развитие культурных интересов и потребностей. Потребность предполагает отсутствие или нехватку чего-то нужного для равновесия и развития ребенка.
Поэтому следует особо проанализировать то, как и какие потребности детей удовлетворяются в семье.
Вопрос родителям:
На ваш взгляд, какие потребности ребенка удовлетворяются в вашей семье? (слайд 5).
Осуждение вариантов ответов.
Педагог:
Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что все потребности человека являются врожденными, а также описал их как иерархическую систему доминирования, состоящую из пяти уровней (слайд 6).
Рисунок 1. Пирамида потребностей.
Рассмотрим эти потребности последовательно, в процессе представления информации пошагово заполните таблицу.
Задание для родителей (Заполнение таблицы)
Потребности |
Удовлетворение в нашей семье. (настоящее) |
Что необходимо сделать? (будущее) |
Физиологические потребности |
||
Потребность в безопасности |
||
Потребность в принадлежности и любви |
||
Потребность в уважении и признании |
||
Потребность в самовыражении |
Физиологические потребности (есть, пить, спать и пр.) без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. Где как не в семье ребенок может их удовлетворить? Только родители на протяжении всего периода детства могут обеспечить ребенку нормальное питание и сон.
Заполните, пожалуйста, первую строку таблицы.
За ними следует потребность в безопасности (физической и психологической). Ребенку в своей жизни часто приходится сталкиваться с внешним миром: с его необычностью, новизной и опасностями. При взаимодействии с другими людьми, правилами он может оказаться в сложной ситуации. В такие моменты ребенку необходимо спрятаться в определенной психологически безопасной, комфортной нише, роль которой должна выполнять семья.
Заполните, пожалуйста, следующую строку таблицы.
Удовлетворение этой потребности создает возможность для развития потребности в общении, привязанности, любви. Именно заботливое и чуткое отношение родителей становится источником удовлетворения этой потребности. Обратимся к нашей таблице.
Для того чтобы чувствовать себя уверенно, чувствовать свою полезность и значимость, ребенку необходимо, чтобы в семье одобряли его действия, признавали достижения, верили в его возможности удовлетворяли потребность в уважении или признании. Заполняем следующую строку таблицы.
Потребность в саморазвитии и самовыражении. Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти и развиваться как личность. Завершаем заполнение таблицы.
В каждой семье необходимо, чтобы родители удовлетворяли потребности детей. Дорогие родители! Расскажите, пожалуйста, какие потребности в вашей семье удовлетворяются в полной мере.
(Ответы родителей).
Большое спасибо! Я думаю, что наша совместная работа поможет вам в полной мере создать условия для комфортного и безопасного пребывания ребенка в семье.
Продолжаем нашу встречу.
Стиль семейного воспитания – это наиболее характерные способы общения родителей с ребёнком, определённые средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного взаимодействия. В каждой семье устанавливается свой стиль общения (слайд 7).
Умение взаимодействовать с детьми очень важно. Все мы, взрослые, задаем один и тот же вопрос: «Где найти время для общения?». Ведь темп сегодняшней жизни настолько высок, что всё происходит в спешке.
Давайте вспомним, как начинается утро в доме. Мы даём детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. В следующий раз мы встречаемся вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты сплачивают семью. Но наше общение ограничено отдельными фразами. Разве можно поговорить, когда работает телевизор.
Были проведены исследования, в которых определили время, которое родители затрачивают на разговор с ребёнком.
Как вы думаете, сколько это? (20 минут).
Из них 10 минут приходит на раздачу указаний. Учёные определили несколько моделей общения, а значит воспитания: авторитарный, попустительский, опекающий и демократический.
Авторитарный стиль – (в терминологии других авторов – диктат, доминирование). Все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле. Не обосновывают свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами и физическими наказаниями. Вследствие этого у ребёнка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность, по отношению к слабым, заниженная самооценка. Авторитарный стиль вызывает у ребёнка отчуждение от родителей. Далее такой ребёнок будет конфликтным. Такие отношения исключают душевную близость с детьми.
Попустительский стиль – (либеральный, снисходительный, гипоопека). Ребёнок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей. Такие родители почти не контролируют поведение ребёнка. Проявлениями либерализма может быть вседозволенность, выполнение всех желаний ребёнка, неоправданная идеализация его родителями. При таком воспитании у ребёнка формируется чрезмерное самолюбие. Могут проявляться эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка. Становясь взрослыми такие дети, конфликтуют с теми, кто не потакает им. Они не способны учитывать интересы других людей.
Опекающий стиль – (гиперопека, концентрация внимания на ребёнке) – стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка. Такой стиль развивает у ребёнка чрезмерную значимость, формирует тревожность, беспомощность, социальную дезадаптацию.
Демократический стиль – (авторитетный, сотрудничество). Родители поощряют ответственность и самостоятельность своих детей с учётом их возрастных особенностей, уважают личность ребёнка, принимают его таким, какой он есть, дают понять, что его дела важны для них, доверяют, осуждают не самого ребёнка, а его поступок, прислушиваются к мнению ребёнка, проводят вместе с ним свободное время. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, наследуют адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенными в себе, хорошо адаптируются в социуме. Родители требуют от детей осмысленного поведения, чутко относясь к их запросам. При этом проявляют твёрдость, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.
Психологи считают демократический стиль воспитания самым благоприятным для ребёнка. При таком подходе дети вырастают независимыми, ответственными и успешными. Таким образом, правильно выбранный стиль семейного воспитания способствует формированию гармонично развитой личности. И наоборот, ошибки в выборе стиля семейного воспитания способствуют нарушению личностного развития ребенка, формированию комплекса неполноценности и другим отягчающим последствиям.
Принято выделять гармоничный и дисгармоничный тип семейного воспитания. Предлагаю вам сейчас составить кластер на тему: «Гармоничный и дисгармоничный тип воспитания» (индивидуальная работа, презентация результатов работы (рисунок 2) (слайд 8).
Рисунок 2. Результаты работы родителей.
Педагог:
Результат вашей работы свидетельствует о том, что гармоничный тип воспитания отличается взаимным эмоциональным принятием, эмпатией, признанием права ребенка на выбор самостоятельного пути развития, отношениями взаимного уважения, признанием самоценности личности ребенка, разумной и адекватной системой санкций и поощрений.
Первые уроки нравственности-безнравственности дети получают в семье. Потребительство, злоба, жадность, безразличие формируют нравственную сторону жизни маленького человека, переступающего порог социума.
Воспитание – это постепенное обогащение ребенка знаниями, умениями, опытом. Это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идет в разрез с принятыми в обществе моральными устоями.
В семье родители должны придерживаться одних и тех же требований (слайд 9).
1. Каждый ребенок, должен знать, что его любят. Если нет – он не будет уважать своих близких и вообще людей.
2. Ребенок должен жить в атмосфере искренности и правды иначе дисциплина и долг, деликатность и порядочность не будут привиты.
3. Ребенок должен иметь право на разъяснение и рассуждение. Разъяснять, не обсуждая личности, а анализируя ситуацию.
4. Исключение из обращения безнравственных приемов наказания ребенка. Возможно порицание – резкая оценка действий без оскорблений.
5. Закон понимания «можно», «надо», «нельзя». Иначе – отношение к своим желаниям как к чуду и требование его выполнить.
6. Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, с ней связанные. Свой пример всегда полезней.
7. Культивировать в семье положительные привычки. Не словом, а делом. Если приучаете ребенка не курить, то и сами бросьте вместе с ним. Конечно, проще запрещать, но попробуйте быть под запретом вместе.
8. Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительно. Ребенок должен знать сочувствие, переживание, доброту и любовь. Ведь это основные качества в семейных отношениях.
9. Максимально оградить от общения с безнравственными людьми, так как важнейшим методом овладения знаниями, опытом, умениями у детей является имитация. Поэтому родители должны продумывать и контролировать каждый свой шаг и поступок, чтобы не стать примером безнравственности.
Соблюдайте основные правила семейного воспитания (слайд 10).
Помните, дети чувствуют проявление любви по отношению к ним, и ее недостаток может сильно отражаться на их будущей жизни, самооценке и становлении в обществе. Между супругами должно царить единство, и важно, чтобы ребенок это видел и понимал свое место в семье, понимал, что его принимают и любят оба родителя
Ни в коем случае не обсуждайте в негативном свете других людей при ребенке. Он отлично все запоминает, перенимает и даже повторяет. Поэтому поведение ребенка – это зеркальное отражение поступков и слов родителей. Не стремитесь построить собственное счастье на чужом несчастье. Ели вы позволяете себе негативно высказываться, унижать кого-то, высмеивать чужие недостатки, обманывать или приукрашивать ситуацию в присутствии ребенка, чего вы ждете от его поведения в дальнейшем?
У каждого члена семьи своя роль, поэтому важно ее знать и соблюдать. Хотя дети занимают важное место в жизни родителей, нужно дать им понять, что они не являются королями в семье. Отношения между супругами – превыше всего, не жертвуйте временем и вниманием, которое вам следует отдавать друг другу. Сохраняйте уравновешенность. Ведите всей семьей здоровый образ жизни, вырабатывайте здоровые привычки и традиции, например, велосипедных прогулок всей семьей или походов в выходной день. Счастье и удовлетворение от жизни напрямую зависит от состояния здоровья. Уделите достаточное внимание режиму сна, отдыху, питанию и занятиям спортом, и ваши дети последуют вашему примеру.
Проявляйте взаимное уважение в семье. Проявляя это качество к престарелым родителям, вы заметите кардинальные перемены в поведении ребенка. Он с легкостью впитает такое же отношение и к вам. Важно, чтобы проявление уважения было не от случая к случаю, а постоянным.
В каждой семье есть ценности и традиции, некоторые даже передаются из поколения в поколение. Они формируют в сердце детей и взрослых ощущение стабильности и гармонии, ведь независимо ни от каких других обстоятельств запланированное мероприятие состоится.
Благодаря традициям у детей остаются яркие воспоминания о детстве и прошлом. Играйте вместе! Найдите общее семейное хобби! Мастерить что-то своими руками – полезное и увлекательное занятие. Это даже может стать личным хобби. Приобщайте детей к подобным занятиям, с помощью даже элементарных поделок у детей разовьется положительное отношение к труду и работе. Готовую поделку подарите своим знакомым, родным или друзьям.
Помните, формирование семейных ценностей происходит даже в игре. Дети и не заподозрят, что вашей целью является их воспитание, они просто будут проводить с вами время и наслаждаться счастливым и беззаботным временем!
Предлагаю вам сейчас составить первую страницу семейного альбома, где будут размещаться ваши традиции и обычаи, главные ценности вашей семьи (слайд 11).
(Результаты работы озвучивают и вывешивают на доске).
Дополните семейный альбом интересными подписями, фотографиями, сделайте это с детьми и другими членами семьи, например, бабушками и дедушками.
Заключительная часть.
Педагог:
Я думаю, что вы убедились в том, что семья это – дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это ценности и традиции. Семья это микросреда жизни и развития ребенка. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Рефлексия (слайд 12).
Уважаемые родители в завершении нашего занятия я хочу попросить вас закончить фразы:
«Теперь я знаю…»;
«В воспитании детей я буду…»;
«Мне больше всего запомнилось…»;
«Я нашел ответ на …».
Вопросы для обсуждения:
1. Считаете ли Вы актуальной тему сегодняшнего разговора? Аргументируете свою точку зрения.
2. Согласны ли Вы с утверждением: «Семья является персональной микросредой жизни и развития ребенка»? Объясните свою точку зрения.
- Расскажите, являются ли ценности семьи основой воспитания детей.
Методические указания
Предварительная подготовка:
изучение литературы по теме занятия, осуществление отбора необходимой информации;
подготовка раздаточного материала (таблицы «Удовлетворение потребностей ребенка», карточки для кластера, макет «Семейный альбом»);
подготовка презентации по теме: «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка».
Оборудование:
доска, цветные маркеры, мультиборд.
Материалы:
презентация по теме «Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка». Ссылка -
Рекомендуемая форма организации: беседа.
Эффективными методами и приёмами являются следующие:
обсуждение притчи: родители слушают притчу «О желании на Новый год» и высказывают своё мнение о её содержании;
составление кластера «Гармоничный и дисгармоничный тип воспитания»;
упражнение «Семейный альбом»: готовят первую страницу альбома, где размещают свои традиции и обычаи, главные ценности семьи.
В качестве рефлексии выбран приём «Закончи предложения».
Список использованных источников:
- Методические материалы «Книги, которые помогают нам понимать своих детей и взаимодействовать с ними» (автор: Чечет Виктор Владимирович): [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roduniversitet.bspu.by/wp-content/uploads/2022/02/Chechet-V.V.-Knigi-kotorye-pomogajut-nam-ponimat-svoih-detej-i-vzaimodejstvovat-s-nimi-1.pdf Дата доступа: 25.03.2022.
- Притча «О желании на новый год» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://millionstatusov.ru/pritchi/roditeli-i-deti.html Дата доступа 24.032022.
- Мартынова, В.В., Погодина, Е.К. Основы семейной жизни // Минск: Нац.ин-т образования,.2021. – 262с.
- Родители и дети: психология взаимоотношений / Под ред. Е.А.Савиной и Е.О.Смирновой. – М.: «Когито-Центр», 2003. – 230 с.
- Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания: учеб. пособие / В.В. Чечет. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 292 с.